Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/406]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
7. Ранние строобрядческие городские общины XVIII века
Движение в пользу единоверия, то есть предоставления официальной
церковью священников в раскольнические общины для служения по старому
обряду, было делом и самих старообрядцев, и Румянцева с Потемкиным. С 1763 г.
Синод официально позволил давать старообрядцам священников, а в 1775 г. разрешил
печатать книги по-старому204. В 1782 г. по инициативе Потемкина начались
переговоры о выделении старообрядцев в особую организацию, подконтрольную
официальной церкви и получившую ее благословение205. Жившие долгие годы под
властью католиков и под и давлением Польши старообрядцы-реэмигранты
были настроены гораздо терпимее и примирительнее, чем их великорусские одно-
верцы, и легче возвращались в лоно православной церкви. Так, например, если
в XVIII веке почти все православные приходы Одессы и Елизаветграда были еще
единоверческими и состояли из перешедших в единоверие раскольников, то в
XIX веке почти все они слились с православными и разделение во всей Новорос-
сии на единоверцев и никониан почти стерлось206.
До екатерининских реформ русской и малороссийской администрации,
уничтоживших своеобразие управления гетманской Украины, стародубские
старообрядцы пользовались очень широкой, фактически почти полной
автономией. Этим успехом в достижении самоуправления они были в значительной
степени обязаны князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, в 1716—1720 гг. киевскому
генерал-губернатору, и князю Ивану Юрьевичу Трубецкому, воеводе Северской
Украины, которые охраняли старообрядческие поселения от преследований
гражданских и духовных властей207. Д.М. Голицын, в 1730 г. ставший известным
благодаря выработке проекта конституции, предложенной Верховным Тайным
Советом императрице Анне Иоанновне, всегда был расположен к московским
старым порядкам и вере. Будучи генерал губернатором Киева, он помог
старообрядцам Стародубья избавиться от преследований синодальных миссионеров
и дал им возможность создать местное самоуправление. Так же защищал
интересы старообрядцев и князь И.Ю. Трубецкой, фактически спасший их от
синодального агента Решилова, когда тот приехал обследовать раскольничьи слободы
в окрестностях Стародуба208. Умело лавируя между центральными
административными органами в Петербурге и местным гетманским управлением,
стародубские раскольники в последующие годы значительно расширили свое
самоуправление, причем, конечно, немалую роль сыграли их финансовые ресурсы и умение
вести дела.
В конце концов в 1750 г. управление старообрядческими слободами было
даже изъято из рук Стародубского полка и передано в Киевскую губернскую
канцелярию под предлогом более строгого наблюдения над старообрядческим
населением209. С киевскими властями стародубцам стало еще легче: теперь они просто
игнорировали распоряжения и требования полковых стародубских
администраторов. Так, например, когда местный казачий атаман попытался в 1753 г.
арестовать раскольничьего попа, то старообрядческий бургомистр Карпов избил
атамана Лемешевича и сопровождавших его казаков и даже посадил их в тюрь-
204 Синод. Раскол. С. 683.
205 Верховский П. В. Т. 1. С. 17.
206 Воспоминания о. Г. Флоровского <неопубликованные>
207 Лилеев М.И. Из начальной истории раскола в Стародубье... С. 475, 482, 484.
208 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания
Российской империи. Т. 4. СПб. 1876. Т. 4. С. 155; ПСЗ. Т. VII. № 4553 (19 августа 1724 г.). С. 341.
209 Указ 5 июня 1750 г. цит. по: Лилеев М.И. Новые материалы для истории раскола... С. 148, 144.
405