Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/404]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
7. Ранние строобрядческие городские общины XVIII века
пенькой, конопляным маслом, лесом, деревянными изделиями, а также
снабжение населения мануфактурой и галантереей почти целиком находились в их руках,
и описание новгород-северского наместничества 1779—1781 гг. постоянно
отмечает, что скупщиками этих продуктов были "стародубские раскольники" и их од-
новерцы из Клинцов, Климова, Зыбки, Понуровки и других старообрядческих
поселений Стародубья и Ветки190. Исход старообрядцев с Ветки в Стародубье, в
Батурин и в другие города Малороссии вследствие русских военных экспедиций
на Ветку 1735 и 1764 гг.191 лишь расширил поле деятельности старообрядческого
купечества и подготовил их дальнейшее хозяйственное усиление в этой части
империи. По всегда преуменьшенным официальным подсчетам, стародубская
"колония" насчитывала в 1848 г. уже до 47 000 человек, причем имела 8 монастырей,
28 церквей, множество часовен, а в скитах и монастырях проживало 1165
монахов и монахинь192.
Не менее успешно развивалась экономическая жизнь зарубежных соседей
Стародубцев — старообрядцев Ветки, обустроившихся на землях местных крупных
помещиков Халецкого и Красильского, которые ревностно защищали интересы
этих своих поселенцев193. Две экспедиции русских войск, которые,
воспользовавшись царившей в Польше анархией, вывели часть старообрядцев обратно в
Россию, были сильными ударами для ветковцев, но старообрядцы быстро
оправлялись после обоих "выгонок". Уже через несколько лет после первой
правительственной русской экспедиции 1735 г., когда войска вывели в Россию часть
раскольников, Ветка процветала не менее, чем перед разорением, и уже по наличию
1200 иноков и инокинь в ветковских монастырях в 1740-х гг. видно, сколько
всего старообрядцев проживало в этой поповской метрополии XVIII века194.
После второй экспедиции 1764 г. Ветка уже не восстановила своего влияния
и богатства, но это объясняется не столько тем, что сами раскольники были
разорены, сколько тем, что после провозглашения в России религиозной
терпимости старообрядцы начали переселяться из бедной Белоруссии на богатые земли
Поволжья, Сибири и Новороссии. Еще за четыре года до второй ветковской
экспедиции, узнав об ослаблении гонений на раскол в России, старообрядческие
иноки Филарет и Феодосии обратились к гетману Разумовскому с просьбой
разрешить переселяться на пустые земли Малороссийского гетманства. Выражая
готовность защищать Россию от врагов, "за веру христианскую, за державу ее
Императорского Величества кровь свою пролить и главы свои яко едину положить",
старообрядцы просили о позволении молиться по-старому195.
Когда же Екатерина II не только разрешила старообрядцам вернуться из
Польши на родину, но и предоставила в их распоряжение обширные земли,
дала ряд налоговых льгот и, наконец, даже послала на Ветку войска под командой
генерал-майора Маслова, чтобы ускорить процесс переселения и насильственно
""Описание Новгород-Сиверського Намисництва. Киев, 1931. С. 90, 91, 96, 232, 233, 288, 290,
345, 408 и т.д. (см. указатель по соответствующим названиям).
191 Лилеев М.И. Из начальной истории раскола в Стародубье... С. 305.
192 МВД. История. С. 448-450.
193 Лилеев М.И. Новые материалы для истории раскола... С. 38.
194 Смирнов П.С. История русского раскола... С. 129; Журавлев А.И. Полное историческое
известие... С. 247 <здесь численность не указана>; Лилеев М.И. Из начальной истории раскола в
Стародубье... С. 326.
195 Петицию польских старообрядцев 1760 г. см: Лилеев М.И. Новые материалы для истории
раскола... С.205.
26*
403