Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/401]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
имуществу принадлежавшие к поповским толкам, строго разграничивали
монастырское житие от жития в миру. Таких поповских монастырей и скитов до
1763 г.— когда была объявлена амнистия всем жертвам религиозных
преследований и раскольники получили право довольно свободной жизни в России — в
центре страны было мало, они находились большей частью или на восточных
окраинах — в казачьих областях и на Урале, или за границей, в областях
старообрядческой эмиграции. Только в Нижегородской губернии, к северо-востоку от
Нижнего Новгорода по реке Керженец, создалась своеобразная старообрядческая
Фиваида с множеством мелких скитов и монастырей, которые стали
образовываться уже в первые годы раскола. Несмотря на все строгие законы и
распоряжения, Керженец пережил самую суровую эпоху преследований времен Петра и
Анны Иоанновны и после 1763 г. расцвел как наиболее близкий к Москве
монастырский центр старообрядчества. Но это были обычные монашеские
объединения, и если мирские люди иногда и жили рядом с чернецами и черницами в
своих "починках", то никто не требовал от них никаких обетов послушания, отказа
отличного имущества или безбрачия. Мир светский и жизнь монастырская у по-
повцев были строго разграничены, и монастырские правила и организация
совершенно не отражались на жизни мирян.
7. РАННИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ
ГОРОДСКИЕ ОБЩИНЫ В XVIII ВЕКЕ
Длительные преследования и запрещения старообрядцам организовывать свои
общины и общества, а также занимать муниципальные посты, крайне затрудняют
изучение городских раскольничьих общин. В городах старообрядческое население
жило почти так же, как и православные купцы или мещане, неизменно стараясь не
столько открыто проявлять свою специфику, сколько избегать внимания властей
и окружающего населения. Нередко даже в самые трудные для себя времена
старообрядцы занимали видное общественное положение, стояли во главе
купеческих гильдий, городского самоуправления, причем очень часто ни власти, ни
другие горожане, кроме самих старообрядцев, не знали о принадлежности этих людей
к расколу. Лишь в отдельных и довольно редких случаях нам известно, что и в
течение первого, самого трудного для раскольников столетия их существования,
старообрядческие городские группы, в особенности купеческие объединения,
имели решающее влияние на развитие местной общественной жизни.
Так, например, уже в 1720-х гг. власти отмечали, что купечество города
Ржева целиком стояло на стороне раскола174 и что даже в эпоху преследований при
Анне Иоанновне ржевские купцы-раскольники ухитрились сделать своих
кандидатов городским головой и главой купечества175. В 1770-х гг. те же ржевские
старообрядцы резко выступили против представителей господствующей церкви,
избили православного дьякона и силой оттащили его в магистрат для наказания.
Имея за собой магистрат, такие ржевские богачи, как А.Г. Берсенев, А.Ф. Дол-
гополов, А. Петров, В. Немилов, купеческий судья Т.Т. Комолов, твердо
защищали свое духовенство и свою церковь от посягательств синодальных миссио-
СкворцовД. Очерки тверского раскола и сектантства. М., 1895. С. 32.
Там же.
400