Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/400]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
6. Выг — поморский оплот раскола
ри был Гавриил Семенов, управляющий заводами Демидовых, старый и верный
друг и соратник Андрея, который и окончил свою жизнь на Выге170. В районе
Ярославля, Нижнего Новгорода и Вязников вел работу и собирал средства Борис
Федосеев; Ипат Ефремов объезжал обе столицы и отчасти Сибирь; Андрей
Белозерский поддерживал связи в районе Стародубья; Иван Акиндинов проповедовал на
Мезени и т.д.171
Не сектантский, но широкий подход Андрея ко всем старообрядческим
толкам, включая и поповцев, вместе с которыми он вел переговоры по поводу
воссоздания иерархии, очень способствовал и личному престижу Андрея в расколе,
и успеху его проповеди. Он создавал общестарообрядческое, а не только
беспоповское или поморское дело, и поэтому все одноверцы охотно признавали его
авторитет, так что Андрей Денисов был как бы арбитром и вождем всего движения.
К концу его жизни и в значительной степени благодаря его работе
старообрядчество оказалось совершенно в ином положении, чем в начале XVIII века.
"Поморские ответы" дали ясную, почти для всех приемлемую догматику, работа и
энергия Андрея вдохновили защитников "древлего православия", организация была
создана, подготовка продолжателей пропаганды приведена в систему, раскол
быстро рос, с каждым днем все более и более увеличивая число своих
последователей. От Восточной Сибири до польских земель, от Киева до Печоры, от
Терека и Астрахани до Новгорода распространялись, росли в числе и крепли
раскольничьи общины. Несмотря на жесточайший террор и совокупные усилия
центральной бюрократии, местной администрации, церкви, помещиков,
добровольцев-доносчиков, немецких чиновников и фаворитов, украинских епископов
и монахов, число раскольников быстро росло и успехи, сделанные расколом при
Петре172, были в значительной степени плодом работы Андрея, его умения
наладить контакты, выстроить организацию, наладить взаимопомощь. Недаром один
из лучших знатоков Выга Е. Барсов говорил, что будь у Андрея преемники,
равные ему по энергии и уму, то, по всей вероятности, уже в XVIII веке вся Россия —
вернее, вся ее мужицкая и купеческая часть, то есть почти 45 процентов
населения всей страны — стала бы старообрядческой.
Выг — всего лишь наиболее изученная и наиболее известная
старообрядческая община с коммунитарной организацией жизни, общим имуществом и
централизованной организацией производства работ, но община далеко не
единственная. Помимо Выга и федосеевских общин в Невеле и на Ряпиной Мызе,
такие коммунитарные монастырского типа общины существовали и в других
районах России, особенно на Севере, как, например, недавно описанная В.И.
Малышевым Велико-Пижемская община на крайнем северо-востоке Европейской
России, созданная в 1730 г. Иваном Акиндиновичем на слиянии рек Пижмы и
Печоры и просуществовавшая до ее закрытия властями в 1844 г.173 Но этот тип
коммунитарной общины с обязательным безбрачием для всех ее членов, состоящей
не только из монахов, был характерен лишь для севера России, где
господствовало беспоповство. Центр и юг России не знали подобных общин смешанного
светско-монастырского характера, и там старообрядческие организации, по пре-
170 Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин... С. 191 — 192.
171 Яковлев Г. С. 139,29.
172 См. гл. "Петр I и раскол".
173 Малышев В.И. Пижемская рукописная старина (Отчет о командировке 1955 года) //ТОДРЛ.
1956. Т. 12. С. 465-468.
399