Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/399]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
дрей Денисов-Вторушин как выгорецкий проповедник" (ТКДА. 1867. т. 1. № 2.
С. 234—262; т. 2. № 4. С. 8—95) и П. Любомирова "Выговское общежительство"
(Москва-Саратов, 1924. С. 37, 58).
Помимо подготовки учителей и миссионеров, Выговская община старалась
сохранить древнерусское религиозное искусство и поддержать распространение
старых книг. В особых школах певчие обучались древнемосковскому распеву,
вытесненному из православных церквей пением на итальянский манер, а
молодые иконописцы воспитывались в старорусской художественной традиции.
Кроме того, специальные мастерские работали над перепиской старых книг, так как
в начале XVIII века у старообрядцев еще не было своих типографий164.
Самой важной частью работы Андрея неизменно оставалась пропаганда
старой веры, для которой, собственно говоря, и был создан Выг с его
хозяйственными и учебными организациями. Цель его была грандиозна: объединить все
старообрядческие толки в "едино тело вселенской церкви" и "весь народ возвратить
к старинным временам, преданиям и обычаям"165. Даже более: Андрей, видимо,
серьезно верил, что ему и его последователям удастся спасти весь мир от
Антихриста и что старая вера в конце концов восторжествует. Его толк "поморцев" и
особенно Выговская община были для него только передовым отрядом армии
Христовой в этой борьбе за целый мир. В этом отношении Андрей был гораздо
оптимистичнее своих соперников-федосеевцев. Нельзя забывать, что роль
старообрядчества была в конце концов вселенская: сохранение веры Христовой и
укрепление ее ко времени конца света, чтобы миссия Христа на земле
оправдалась. Поэтому на расширение кадров старообрядческой духовной армии и были
направлены все усилия и самого Андрея Денисова, и всех выговских вождей.
Пропагандой Андрей руководил лично, и, как говорит Журавлев, "бесчисленное
множество душ в свою ересь уловил"166.0 больших успехах А. Денисова в его
пропагандистской работе рассказывают и другие его современники или
представители следующего поколения Выга, позже перешедшие из старообрядчества в
православие, не говоря уже о его последователях. Яковлев, указывая, что Андрей
особенно внимательно и упорно вел миссионерскую работу по берегам
Онежского озера, на Кольском полуострове и на реке Мезень, пишет, что он "едва мало
весь простой народ" в веру свою перевел"167. Иродионов не менее ясно
отмечает проповеди Андрея: "А коликое число душ обоего полу и всякого возрасту он
прельстил и от Бога отлучил, и колии тысящи денег собрал, Бог весть",68. Не
менее упорно работал и Семен, и "молод будучи, ходил по городам и уездам и так
же рассеивал плевела оные бесовские, скверного учения раскольнического"169.
Не довольствуясь работой на Севере, Андрей проповедовал "сопротивление
Антихристу" в Новгороде, Пскове, Казани, Москве, вплоть до самого Киева и
Польши; Россия была разделена на ряд округов, во главе которых стояли особые
вышедшие из школы Андрея руководители пропаганды "древлего православия",
организовывавшие, координировавшие и направлявшие всю работу на местах и
собиравшие средства на Выговский центр. Таким на Урале и в Западной Сиби-
164 Филиппов И. С. 141.
165 Островский Д., свящ. Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого
раскола. Петрозаводск, 1914. С. 28.
166 ЖуравлевЛ.И. Полное историческое известие... С. 115-116.
167 Яковлев Г. С. 29-30.
168 Иродионов А. Сочинения о расколе. Т. 1. М., 1885. С. 18.
169 Там же.
398