Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/397]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
содержат"153. Страницы "Выговского летописца" и "Истории Выговской
пустыни" изобилуют указаниями на хозяйственную деятельность общины, в
которой, следуя призывам и примеру самого Андрея, все работали не покладая рук.
Сам Андрей, по примеру древнерусских святых, не гнушался и физической
работы, копал землю, носил камни, строил154. На берегу Онежского озера монастырь
соорудил свою небольшую гавань, в которой нагружались и разгружались
корабли, принадлежавшие общине; Пигматка, как называли выговцы эту пристань,
стала значительным транспортным центром края. На Белом море у выговцев тоже
были свои корабли, которые использовались не только для транспортных и
торговых операций, но и для китобойного и тюленьего промысла. Суда Выга,
охотясь на китов и тюленей, обычно заходили далеко на север, за Шпицберген, и
даже на восток от Новой Земли155. В больших городах и обеих столицах у выговцев
были свои склады и агентства, через которые они продавали свои товары156.
Петербург, Москва, Нижний Новгород, Рыбинск, Казань, Астрахань были
главными центрами выговской торговли, а на Урале и в Сибири (особенно на местных
металлургических заводах) выговские агенты и их одноверцы контролировали в
XVIII веке всю торговлю съестными припасами и предметами обихода.
Уже в это время Андрей налаживает систему развития торговли и кредита
среди своих одноверцев-купцов, которых теперь начинают связывать не только
религиозные убеждения, но и хозяйственные интересы. Эта система использования
религиозных связей для экономических операций дает в конце XVIII и в XIX
веке особенно плодотворные результаты.
Мы не знаем сумм оборотов Выговской общины при Андрее Денисове, но есть
указание, что уже во времена падения духовного влияния и хозяйственной
мощи Выга, в первой трети XIX века, чистый доход общины еще превышал 200 000
рублей, сумму весьма значительную по тем временам157.
Цветущее хозяйство Выга, работа его насельников на правительственных
металлургических заводах и, видимо, приобретение симпатии властей при
помощи подарков и постоянных посылок — так, например, Выг отправлял к
царскому двору оленей и других редких северных животных, птиц и рыбные припасы —
позволили выговцам не только получить легализацию своего существования в
самое трудное для раскола время, при Петре I, но и сохранить свою общину в
течение более чем 150 лет, пока в 1854 г. она не была закрыта по распоряжению
правительства. Указ Меншикова от 7 октября 1705 г.158 был позже подтвержден
Петром I, и община, несмотря на постоянные доносы, комиссии, расследования и
ревизоров, смогла пережить самые тяжелые гонения при Петре, Анне Иоаннов-
не и Елизавете. До 1770-х гг. Выг, собственно, оставался единственной
легализованной старообрядческой общиной России и его влияние было совершенно
исключительным. Заботясь о благочестии и материальных способах его защиты, ни
153 Журавлев А.И. Полное историческое известие... С. 118-119.
154 Филиппов И. С. 108-109,239,241,247, 274 и т.д.; Выговский летописец // Яковлев Г. С. 150-153.
155 Любомиров П.Г. Выговское общежительство. С. 50.
156 Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин... С. 184.
157 Пругавин A.C. Губернаторское описание Выгорецкого общежительства// Исторический
вестник. 1883. № 8; цит. по: Пругавин A.C. Раскол-сектантство: Материалы для изучения религиозно-
бытовых движений русского народа. Вып. первый: Библиография старообрядчества и его
разветвлений. М., 1887. С. 369.
158 Барсов H.H. Братья Андрей и Семен Денисовы... // Православное обозрение. 1865. №11.
С. 426-428.
396