Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/396]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
6. Выг — поморский оплот раскола
благо веры и общины: "Возлюбленные Божий и церковнии трудницы
возревнуйте о деле христорадного служения, подвизайтесь и неленостно потрудитеся в
церковную и братскую пользу..."149 "Возлюбленнии ополчения Христова воини
и церковного украшения благопослушнии сынове,— говорит он в другой
проповеди своим украшенным сравнениями и гиперболами барочным языком,— не
унываем в трудах, зане труды вечные вечное блаженство подают. Не малодушействуй-
те в подвигах, зане подвиги венцы бессмертные плетут" ,5°. Жизнь на Выге—это
постоянный подвиг и работа на пользу старой вере и общине, а не только
молитва и созерцание; во всяком случае, активность во славу Божию Андрей, конечно
же, ставил выше созерцания. "Спаси, Господи, и помилуй посланную на
службу братью нашу",— молились на Выге, из которого Андрей хотел сделать не
только полк воинов Христовой веры, молитвенников за Святую Русь, но и
хозяйственную организацию, финансировавшую действия этого полка. И действительно,
помимо молитвенных усилий все внимание и напряжение выговцев
направляются на добывание средств, подготовку кадров и, наконец, как венец работы — на
пропаганду веры. В этом отношении выговская организация хотя и напоминала
своими педагогическо-миссионерским горением и системой Общество Иисуса,
но предъявляла к своим сочленам еще больше требований, чем св. Игнатий Лой-
ола — к своим ученикам и последователям.
Сам Андрей Денисов показал удивительную универсальность натуры,
соединяя с талантами оратора, педагога, писателя и создателя богословской системы
беспоповства блестящие способности организатора и дельца. Его поездки по
России преследовали одновременно самые разные цели: пропаганду веры,
налаживание связей и добывание средств для Выговской общины, собирание
научных, богословских и литературных материалов и, наконец, развитие торговой
деятельности своего общежительного бастиона старой веры. И надо сказать, что его
усилия увенчались очень значительными результатами. Небольшая община,
вначале насчитывавшая едва ли более двух десятков человек, с трудом
существовавших в болотах Севера, развивается в сильную и богатую хозяйственную
организацию, ставшую торговой метрополией всего края между Белым морем и
Онежским озером. На своих землях Выговская община и связанные с нею
поселки и скиты не только производили хлеб, лен и развили молочное хозяйство, что
удовлетворяло главные насущные нужды обитателей — но наряду с этим Выг
занялся крупными коммерческими, морскими и китобойными операциями. На
территории общины были построены мучные мельницы, кирпичные и кожевенный
заводы, медные и железные мастерские. Часть насельников, кроме того,
работала на прилегавших к территории Выга и принадлежавших правительству
железных рудниках и заводах в Повенце, занималась розысками руды. Агенты
общины скупали по всему Северу лен, меха, хлеб, масло, продавая их на других рынках,
втом числе и заграничных151. Немало доходов давала торговля "гамбургским"
сукном, которое выговцы покупали у немецких купцов и продавали через свой
хорошо налаженный торговый аппарат152. "От сего монастыря, — пишет
Журавлев, лично видевший выговскую жизнь XVIII века, — отправляются еще в разных
водоходных судах товары, которыми они чрез прикащиков своих... торгуя, себя
149 Там же. С. 182.
'*° Там лее
151 Филиппов И. С. 138.
152 Яковлев Т. С. 138 <о гамбургском сукне здесь ничего не говорится>.
395