Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/389]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
нианами" старообрядцев этот собор возложил на дьячка Феодосия Васильева,
который вскоре стал главным учителем и главой беспоповского движения в
северо-западной части России вокруг Новгорода, Пскова и вдоль литовской и
шведской границ. В 1699 г. Феодосии уходит из России в Литву, где в районе Не-
веля организует свою общину. У нас нет сведений о том, как были
организованы беспоповские общины в Новгороде, Пскове и других городах
Северо-Запада России, но, по-видимому, на родине старообрядцы не образовывали закрытой,
хозяйственно и административно единой общины, а проживали среди прочего
православного населения. Вряд ли в то время разрешило бы им образовывать
такую отдельную, административно изолированную общину и правительство.
Зато переселившись в Литву, где католические власти могли лишь поощрять
разногласия среди православных и поддерживали эмигрантов из России, Феодосии
организует строго управляемую, закрытую, монастырского типа коммуну. В
общине жило до 600 мужчин и около 700 женщин, при ней была организована
больница, богадельня для старых, все соблюдали строгое целомудрие. Невельское
общежитие не было собственно монастырским, хотя там строго соблюдалось
безбрачие, члены общины жили все вместе и "хлеб и другая потребы общи бяху...
трапеза едина всем бяше, токмо престарелым и больным больницы, служители
и пищи особныя, ко упокоению их устроены бяху""4. Это была рабочая и
молитвенная коммуна, в которой строго соблюдалось равенство всех членов и
имущество было общим. Даже "одежды и убо общи и прочия вещи всем из казны об-
щия подавахуся", — сообщает житие, подчеркивая общность всего имущества этой
религиозной коммуны115. Все работали, леность строго каралась, и все должны
были внести на существование общины и свое имущество и свой труд. Девизом
этого федосеевского "колхоза" были слова: "Праздность — училище злых""6.
Такая организация, конечно, напоминает монастырь, и рассказ об общем типе
для всех одежды, обуви, еды, распределении одежды из общинных складов
очень напоминает описание монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и его
устав или монастырь св. Пафнутия Боровского117. Но несмотря на сходство
хозяйственных черт устава федосеевской общины с древнерусским монастырем и
предписанное безбрачие, все же организация этого одного из главнейших
прародителей русского беспоповского раскола была далека от основных принципов
монастырской жизни. В ней не было установленной и утвержденной епископом
иерархии, но—выборная, в принципе сменяемая администрация. Безбрачие
было результатом невозможности заключить законный брак118, а не
исполнением обета, а кроме того, сама община была подвижного, переменного состава и
просто включала любых членов данного вероисповедания, а не только иноков
или готовящихся к монашеству. Это не была духовная элита, отделенная от
других обетами или строгим уставом, а просто часть всей группы данного
вероисповедания, для всех членов которой существовали одни и те же правила
религиозной жизни. Иначе говоря, в этот период развития в федосеевской общи-
1.4 Житие Феодосия... С. 78-80.
1.5 Там же. С. 79.
116 Там же. С. 78 <в тексте: "праздности же, училищу злых, премного оплевашеся">.
117 Хрущев И.П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкого. СПб.,
1868. С. 77—78; Кадлубовский Λ.Π. Житие преподобного Пафнутия Боровского, писанное Вассиа-
ном Саниным // Сборник историко-филологического общества при Институте князя Безбородко
в Нежине. 1898. Т. 2. С. 140—141 <описания устройства Пафнутиева монастыря в этом Житии нет>.
118 <источник не указан>
388