Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/388]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
5. Первые федосеевские общины
жизнь вокруг выборных наставников и молитвенных домов и были
совершенно независимы от господствующей церкви.
В результате складывалось довольно парадоксальное положение: гораздо
дальше отошедшие от православия и более радикальные беспоповцы в
юридическом, административном и полицейском отношении находились в лучшем
положении, чем консервативные поповцы, и им было легче устраивать свою
церковную и общественную жизнь.
По этим причинам в начальный период раскола беспоповцы были гораздо
сильнее поповцев, они быстрее создали свои организации, общины, школы,
лучше организовали пропаганду и более успешно привлекали на свою сторону
массу несогласного с официальной церковью населения. Их пропаганде помогали и
их радикализм, и более определенная отграниченность их доктрины от
официального православия.
Начало организованной жизни беспоповского движения было положено в
1692 г., когда представители беспоповских групп новгородской области собрались
в Новгороде на собор. Официальное название этого собрания — "Собор всея
восточные апостольския церкви"— едва ли соответствовало составу участвовавших
в нем "новгородских учителей, духовных людей, грамотных и простых", так как
все они представляли лишь сам Новгород и его область, а число участников,
которое явно соответствует числу наставников и проповедников, не превосходит
четырнадцати человек111. Постановления собора касались лишь некоторых
дисциплинарных мер в отношении членов беспоповских общин и взаимоотношений
с внешним миром; тем не менее его предписания, тон и форма дают возможность
увидеть общую психологию беспоповского движения.
Прежде всего поражает, что учителя названы на первом месте перед лицами
духовными, то есть духовными, перешедшими из православной церкви. Этим в
руководстве утверждался принцип не апостольской преемственности, а личных
данных и познаний.
Насколько видно, положение и "учителей", и "грамотных", и "духовных" на
соборе было одинаково и решения принимались от имени и по решению всего
собора, а не только его духовных руководителей.
Третья важная черта постановлений—это решение провести полную
изоляцию беспоповских общин от внешнего мира и даже от несогласных с ними
старообрядцев: "Нам, новгородским учителем, и православным христианам, с от-
падшими ни пити, ни ясти, ни на молитве стояти, и ни в чем сообщения не
имети"112. Те же из членов общины, которые войдут с представителями
внешнего мира в какие бы то ни было отношения — "тех духовных отцев... из чину изме-
тать и отлучать"113.
Четвертый существенный пункт приговора—это запрещение брачных со-
жительств между членами общин: брак ввиду угасания благодати невозможен, а
внебрачное сожительство—грех. Ранее (еще до присоединения к общине)
обвенчанные ее члены должны прекратить "скверное их смешение", а если не
прекратят, то из общины исключаются.
Вразумление "сомнительных", признававших брак и общавшихся с "нико-
111 Журавлев A.M. Полное историческое известие... С. 91; Сборник для истории
старообрядчества, изд. Н.И. Поповым. Т. 1. M., 1864.C. 3-5.
112 Журавлев А.И. Полное историческое известие... С. 94.
113 Там же. С. 95.
25*
387