Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/369]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
го лишь 2 204 596 официальных старообрядцев30. Еще более сомнительны данные
Департамента духовных дел МВД на 1 января 1912 г. Хотя ежегодный общий
прирост населения России в 1897—1912 годах составлял 1,5 процента31, согласно
статистике Синода общее число старообрядцев выросло всего лишь до 2 206 621, то
есть менее чем на 1 процент за все 15 лет. Несостоятельность такого подсчета
более чем очевидна. С другой стороны, старообрядцы постоянно подчеркивали
свою многочисленность, и во времена Николая I считали, что беспоповцев,
федосеевцев и поморцев около четырех миллионов, а поповцев несравненно
больше — от пяти до шести и даже десяти миллионов32. Кроме того, по их мнению,
было немало представителей других, меньших толков. Правительственные данные
за 1912 г. показывали, что поповцы составляли только около половины всех
старообрядцев, поморцы — около четверти, федосеевцы — несколько больше 10
процентов, а остальные принадлежали к более мелким толкам, среди которых
наиболее многочисленны были спасовцы и нетовцы (около 5 процентов) и филипповцы
(1 процент)33.
Хотя старообрядцы постоянно подчеркивали, что значительная часть
русского народа держится старой веры, тем не менее в XIX веке они предпочитали не
регистрироваться в индивидуальном порядке как таковые. Даже в 1762-1825 гг.,
когда либеральные мероприятия Екатерины II и Александра I создали наиболее
благоприятные условия для существования старообрядчества, заявление о
принадлежности к расколу — каковое для впервые зарегистрированного часто
рассматривалось как переход из православия — могло иметь неприятные
последствия. Отпадение от православия запрещалось и было наказуемо. Один указ 1803 г.,
например, совершенно ясно определяет отпадение в раскол как "ересь" и
"нарушение общего благочиния и порядка"34. При Николае I даже переход евреев в
старообрядчество рассматривался чуть ли не как политическое преступление, и
старообрядческие миссионеры, "соблазнившие" евреев в старую веру, были наказаны,
а самим евреям было предложено из старообрядчества перейти в православие35.
Поэтому громадное большинство раскольников предпочитало быть
записанными или как православные, или как единоверцы. Например, на Алтае все
старообрядцы числились единоверцами, но таковыми себя не считали36.
Спасовцы и федосеевцы неизменно исполняли обряды крещения и брака,
рассматривая их не как таинства, а как обязательную гражданскую регистрацию
рождения или свадьбы, и потом дома читали покаянные молитвы37. Часто
бывали случаи, что даже очень влиятельные и богатые представители
старообрядчества, члены городского самоуправления, жизнь которых была на виду и которым
труднее было выдавать себя за православных, тем не менее официально
причисляли себя к православной церкви. Правительственные отчеты сохранили
массу описаний таких случаев. Например, в 1840-х гг. в город Романов-Борисо-
30 Кириллов U.A. Статистика старообрядчества. М., 1913. С. 16.
31 РашинЛ.Г. Население России за 100 лет. С. 215.
32 Липранди И.П. Краткое обозрение... С. 15.
33 Васильевский М.Н. Государственная система... С. 254.
34 МВД. Собрание. С. 20.
35 Циркуляр МВД от 4 июня 1834 г. // МВД. Собрание. С. 215.
36 Исторический вестник. 1890. Т. IX. С. 55, 72 <в указанном издании подобные сведения
отсутствую^.
37 Смирнов П.С. История русского раскола... С. 121; История Министерства внутренних дел /
Сост. Н.В. Варадинов. Кн. VIII: История распоряжений по расколу. СПб., 1863. С. 526, 529 (Далее—
МВД. История.).
368