Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/363]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. ПРЕДИСЛОВИЕ
В первое столетие существования раскола за границу, главным образом в
Польшу, Турцию, Восточную Пруссию, Австрию, Молдавию и Швецию, ушло
несколько сот тысяч раскольников, а некоторые историки определяют общее
число эмигрантов в миллион. Другие бежали на Крайний Север, за Волгу, на Урал,
в Сибирь. Некоторые забрались даже в самые глухие места китайской Средней
Азии, к озеру Лоб-Нор, недалеко от границ Тибета, а легенда говорила, что
настоящая старая вера сохранилась лишь где-то в далеком Нипонском царстве,
или в Беловодье, как они называли Синьцзян (по реке Ак-Су, что значит "белая
вода"). В горах и тайге Сибири крестьяне-старообрядцы скрывались иногда
целыми десятилетиями, если даже не столетиями, и их селения долго не были
известны властям. Так, например, в 1880-х гг. в Сибири было обнаружено
несколько уже давно основанных старообрядческих селений, о которых администрация
ничего не знала.
В результате гонений, эмиграции и ухода на восток в первой половине
XVIII века раскол был почти искоренен в средней и южной Великороссии, и
главным районом распространения раскола стали окраины—север, восток и крайний
юго-восток. Основной границей между старообрядческими и
нестарообрядческими районами была река Волга. К югу и западу от нее господствовала
правительственная церковь, к северу и востоку были сильны старообрядцы. После 1763 г.,
когда Екатерина II прекратила гонения, начался прилив старообрядцев в
столицы, особенно в Москву, хозяйственная жизнь которой в XIX веке в значительной
степени была в руках раскольников. Старая русская столица, в своей не
дворянской и не интеллигентской, а купеческой части стала культурным и
экономическим центром старообрядчества.
Распределение России на официально-православную и старообрядческую
приблизительно совпадало в XIX веке с ее делением на крепостную и не
крепостную части. Там, где крепостное право было особенно сильно, старая вера
была искоренена без остатка. Особенно энергично были проведены никоновские
реформы в тех районах, где господствовала система барщины: в черноземной
южной полосе Великороссии и частично—в средней. Средняя полоса, где
крепостные платили помещику оброк, давала больше свободы крестьянской
инициативе и оказалась смешанным регионом и в религиозном отношении. В
Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской, Московской, Тверской,
Новгородской губерниях раскол сохранил довольно сильные позиции и на
первых порах был самым массовым исповеданием. Север, частично Заволжье и
Сибирь, которые почти не знали крепостного права, являлись, как мы видели,
главными старообрядческими районами России. Свободный казачий юго-восток
точно так же остался в массе верен старой вере. Среди уральских казаков в 1890
г. число "православных" по официальным данным не превышало 8 процентов, все
остальные были раскольники или единоверцы1. При этом, по словам казачьего
статистика Бородина, число православных было даже меньше одного процента2.
Терские, или гребенские, казаки тоже были почти сплошь старообрядцами.
Жизнь этих крепких воинственных жителей предгорий Кавказа и их отношение
к "иноверным", православным, хорошо описано Л. Толстым в "Казаках". Не
менее половины донских казаков тоже были старообрядцами, и их популярные
1 Юдин П.Л. Зачатки единоверия на Урале // Русская старина. 1894. Т. 82. № 8. С. 54.
2 Бородин H.A. Уральское казачье войско. Статистическое описание в 2 томах. Уральск, 1891.
Т. 1.С. 140.
362