Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/362]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
/. Старообрядцы — их миграция и расселение
Из Бразилии большинство их позже переехало тоже в Соединенные Штаты,
главным образом в штат Орегон. Старообрядцы Турции, в свою очередь, ввиду все
растущего турецкого национализма оставили свои поселения, где прожили
почти двести лет. Большая часть их до Второй мировой войны вернулась в Россию и
осела главным образом на Дону. Другие же "турецкие" старообрядцы получили
разрешение иммигрировать в США особым постановлением американского
конгресса при Роберте Кеннеди, тогда министре юстиции. С помощью
Толстовского Фонда они переехали из Турции в штат Нью-Джерси, просторы которого
позволяют им сохранить свою религиозную и бытовую индивидуальность.
В состав "второй" русской эмиграции в Америку после Второй мировой
войны вошло некоторое количество старообрядцев, по преимуществу из донских и
терских казаков, осевших в штате Нью-Джерси, где они образовали свои
общины в районе Лэйквуда. Таким образом, в результате войн и революций XX века
старообрядцы оказались разбросанными не только по Европе и Азии, но и по
заокеанским континентам.
Изучение стариннейших русских религиозных "диссидентов" может дать
немало для понимания и приверженности этих в высшей степени русских людей
к своей вере, традиции, к старорусскому быту. Их язык, фольклор, образ жизни
сохранили немало черт древнерусской культуры, которые исчезли среди
большинства нестароверческого русского населения. Поэтому они особенно интересны для
антропологов. А социологам и экономистам более пристальное внимание к этим
крепким и дружно державшимся "диссидентам" может помочь в изучении
динамики и успеха в хозяйственном отношении подобных религиозных меньшинств,
живущих среди этнически им близкого, но церковно отличного большинства
населения страны.
2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ЖИЗНЬ*
Правительственные гонения, которые продолжались в течение почти всей
истории раскола, не позволили инакомыслящим свободно организовывать свои
социальные и культурные институты. За исключением десятилетия 1906—1916 гг.,
старообрядцы всегда находились под давлением администрации и развитие их
общин обычно или строго ограничивалось, или же вовсе воспрещалось. В первое
столетие существования раскола, в 1666—1763 гг., положение раскольников
было особенно тяжелым и старообрядчество вообще было поставлено вне закона.
Правда, одна или две общины на Севере были легализованы правительством, но
эти общины не охватывали и одной тысячной всего старообрядческого
населения России. Даже в значительно более благоприятный период, в царствование
Екатерины II и Александра I, общее число официально существовавших общин не
превышает и десятка. Таким образом, большинство старообрядческих общин и
организаций были полуофициальными или даже подпольными, что затрудняло
и затрудняет их изучение.
В результате административного давления, а частью и открытых гонений,
большое число старообрядцев эмигрировало за границу либо уходило из центра
России на окраины, где контроль правительственных органов был заметно слабее.
' В рукописи имеет подзаголовок "I. Расселение и образование ранних общин. 1. Пути диссен-
терской миграции".
361