Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/360]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
1. Старообрядцы — их миграция и расселение
где и проживал Амвросий, но затем руководство поповцами-старообрядцами
перешло в Москву в Рогожскую общину (так называемое Рогожское кладбище),
где оно пребывает и до сих пор.
Юг
Во второй половине XVII века, несмотря на то что русская южная граница
быстро продвигалась на юг, Дикое Поле все еще отделяло пределы Русского
государства от казачьих поселений в нижнем течении Дона и на Кавказе. А
именно там проповедь староверов, и особенно неуловимого для властей игумена До-
сифея, пользовалась большим успехом. На войсковом соборе 1687 г. донские
казаки постановили признать старую веру официальным, как бы
государственным, вероисповеданием Дона. Некоторые из них даже стали поговаривать, что
пора им восстановить старую веру по всей России. Вернувшийся из Москвы
войсковой атаман Минаев приостановил проповедь старообрядцев, арестовал
нескольких зачинщиков и снова поставил приходы и монастыри Дона под
пастырство тамбовского владыки. Но сторонники старой веры и их отряды стали
концентрироваться по реке Медведице, северо-восточному притоку Дона. С
ними был и неутомимый игумен Досифей. Другая часть ушла на юг, на реку
Куму, где они вошли в контакт с гребенскими (терскими) казаками. Гребенские
казаки, не порывая с Москвой, прочно держались старой веры, и в 1738—1740 гг.,
когда астраханский епископ потребовал от них введения "новых" книг, они
окончательно отошли от церкви, заявив, что останутся верными старому
обряду. Ушедшие под давлением донских властей на Куму казаки сначала поселились
у реки Кубани, войдя под покровительство Крымского хана. В 1740-х гг., когда
русские войска появились на Северном Кавказе, казаки-староверы
эмигрировали в Турцию, где часть их осела в Малой Азии, около Босфора, а часть в Доб-
рудже, около устья Дуная. Несмотря на эмиграцию в Турцию наиболее упорных
сторонников старой веры, очень значительное число донских казаков и все
гребенские так и остались на века в расколе с церковью. Свою преданность старой
вере сохранили и астраханские казаки, а уральские казаки даже оказались
среди упорнейших приверженцев старого обряда и старой традиции,
неоднократно участвуя в восстаниях против государственных и церковных властей, в том
числе и в Пугачевском бунте.
Восток
Если эмиграция из Средней России на юг и затем в Турцию была
сравнительно малочисленной, то переселение старообрядцев на восток, в Поволжье, на
равнины между Волгой и Уралом, на Урал и дальше в Сибирь приняла массовый
характер. Историки раскола полагают, что из средней России в конце XVII и в
начале XVIII века общая эмиграция старообрядцев — правда, включая в это число
и переселение на запад и юг, — достигла около одного миллиона человек. А это
составляло очень значительную часть населения страны. К концу XVIII —
началу XIX века почти вся торговля на Волге, этой основной экономической артерии
России того времени, была в руках купцов-старообрядцев. Переселение туда
старообрядцев из Ветки, основавших несколько больших монастырей и
поселений на Иргизе, дало волжским старообрядцам духовную и идеологическую
поддержку и помогло их поселениям привлекать все больше и больше своих одно-
верцев из центральных районов страны.
359