Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/343]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
ем "Послании ко всем православным об антихристе" Феодор советовал своим
последователям набраться духовных сил "во святых благочестивых отеческих дог-
матех, кроме [без] всякия еретическия скверны и пороки" Из его послания
видно, что под еретиками он подразумевает вовсе не столь ненавистных ему никониан,
но сектантских проповедников, учивших, что Христос уже во второй раз пришел
на землю. Сравнивая тогдашнее смутное положение в церкви с трудными
временами первых апостолов, когда наравне с апостольской благовестию начали
распространяться и разные псевдохристианские учения, Феодор отмечал: "Тогда
при апостоле (Павле), процвете Христова вера в Селуне от сих проповедников
истинных Христовых, и диявол воздвиг своих бесчинников и льстецов
развратных, якоже и зде окрест Костромы и Павлова Перевоза"256. Далее видно, что
Феодор знал, что эти костромские и павловские "льстецы развратные"
проповедовали, что "яко уже пришествию Христову второму наставше". По всей
вероятности, это послание дьякона было ответом или написано одновременно с
письмом его верного друга и ученика Авраамия, который сообщал, что некий "Кирик
на ученицы глаголяще: с нами же Христос, с небеси сходя беседует"257 и что его
знакомый Кирик сам резко спорил с этими неправославными миссионерами.
Феодор и Авраамий писали, видимо, об одной и той же группе сектантских
миссионеров: Плесская волость Костромского края совсем недалеко от
Павлова Перевоза, и хотя Авраамий со слов Кирика называет этих миссионеров
Капитоновыми учениками, к этому сведению надо относиться осторожно в свете
тогдашних представлений о религиозных течениях. Истовые подлинные
старообрядцы и сама церковь в XVII и XVIII веках называли Капитоновыми
учениками всех тех раскольников, которые отошли от церкви еще до обрядового
спора или же вообще отличались от государственной церкви не только своим
отношением к обряду, но и другими более значительными богословскими
предпосылками, как, например, учение Капитоновых "лесных старцев". Кроме
того, мрачная эсхатологическая проповедь Капитоновых старцев,
проповедовавших пришествие Антихриста и учивших самоубийству голодом или огнем,
конечно, ничего общего не имела с тоже аскетическим, но радостным учением
христовцев, возглашавших, что Господь уже с ними и даже ведет беседы со
"своими верными". Кирик, понятно, не мог разобраться в этом совершенно новом
и неожиданном учении и поэтому и приписал Капитонову влиянию эту совсем
не восточнохристианскую и совсем не старообрядческую ересь. К тому же
центрами распространения капитоновского миссионерства тогда были не берега
Волги, а вяземские пределы и северные части Костромского края. Точно определить,
что за проповедники они были, было нелегко и потому, что христовцы тоже
пользовались старым двуперстием, отрицали новые—не особенно
придерживаясь и старых—церковные книги и наравне со старообрядцами подвергались
преследованиям со стороны иерархии и градских властей.
Известия о новой ереси, о которой инок Авраамий писал не позже конца
1660-х годов, так как вскоре он был сожжен в Москве, дошли и до Аввакума,
который взволнованно реагировал на них в своем обширном "Послании к отцу
Ионе" и отчасти в "Послании к братии на всем земном шаре"258. Определяя все
256 Материалы для истории раскола... Т. VI. С. 262.
257ЛЗАК.Т. 24. С. 160.
258 Аввакум. Сочинения... С. 887, 771.
342