Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/338]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4L Расколы внутри беспоповщины. Нетовщина
Бегуны никогда не были очень многочисленны, но последователи их все же
быстро распространились в Костромской, Ярославской, Олонецкой и
Владимирской губерниях и в Западной Сибири. Секта эта, по всей вероятности,
существует и поныне, но особенно активна она стала во время преследований
старообрядчества при Николае I. "Ваш господин, император, есть представитель власти
антихриста, как потомок Петра Великого", "власть царя над собою не почитаю",
"христианином его [царя] не признаю", "царя и власти считаю нужными, но
того кто повелевает христиан держать в тюрьмах, за царя не почитаю, а за
мучителя",—заявляли в 1840-х годах пойманные полицией странники243. Одним из
последних хорошо известных бегунов, м[ожет быть] п[отому] с восторгом
принявших в 1917 году революцию и советскую власть, был талантливый поэт Клюев, сам
проведший немало времени в странствованиях по России и за границей.
В некоторых случаях учение странников сочеталось, особенно среди
девушек, с проповедью безбрачия. В середине прошлого столетия незадолго до
освобождения крестьян в заволжской России бывало немало случаев, когда
крепостные девушки этого согласия платили помещику особую плату в 100—150
рублей только для того, чтобы он или его приказчики не заставляли бы их
выходить замуж244.
Бегуны проживали не только в деревнях, наиболее подходящем убежище
для странствующих людей, но и в столицах, Петербурге и Москве, где они легко
находили приют в беспоповских, особенно филипповских и федосеевских
общинах. В 1840-х годах немало их появлялось на Преображенском "кладбище" в
Москве, крупном центре федосеевцев, где проживали сотни и сотни
полумонахов и полумонахинь и где решались дела согласия. Там их пропаганда
принимала все более и более антиправительственный характер, и наряду с проповедью
жизни в прекрасной пустыни по примеру "птичьего жития" они все чаще говорили,
что "истинные христиане должны быть свободны от присяги императору, жить
без паспорта" и не слушаться ни в чем властей245. Как и другие секты
беспоповцев, странники стали вскоре распадаться на довольно многочисленные толки и
согласия. Наряду с бегствующими странниками появились и оседлые, которые
считались "познавшими веру христианскую", но не бегали, не
перекрещивались и только давали приют странствующим бегунам246. Все же и они в конце
жизни должны были оставлять свой дом и переходить для полного спасения на
положение бегствующих странников и принимать новое крещение. Иногда это
делалось только тогда, когда член секты был уже на смертном ложе и переход в
странничество ограничивался крещением перед смертью в ближайшем саду или
тайнике. Умерших странников никогда не хоронили на кладбище, а в скрытых
местах и могилу ничем не отмечали. В начале прошлого столетия одна секта
странников даже дошла до полного отказа от денег, поскольку на деньгах был
государственный герб—печать Антихриста. Но согласие безденежников оставалось всегда
весьма незначительным и невлиятельным. Другое согласие ввело особую
странническую иерархию, во главе которой стал сам основатель согласия под почет-
243 Собрание постановлений по части раскола... Т. IV. С. 284—287.
244 История Министерства внутренних дел / Сост. Н.Варадинов. СПб., 1863. Т. VIII. С. 535.
Дело 1850 г.
245 Дневные записи правительственного дозора о московских раскольниках / Сообщены А.
Титовым. М., 1886. С. 11-57
246 Странник. 1881. № 142.
22-2107
337