Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/337]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
ния, как среди мрачных и непреклонных филипповцев. Кроме того, в то время
как представители других согласий все чаще и чаще встречались с
"никонианами" и другими иноверными, филипповцы оставались "крепкими христианами",
непримиримыми противниками сношений с внешним миром и резкими
критиками существовавшего строя России. Число филипповцев оставалось все же
незначительным, и их общины в течение прошлого столетия существовали главным
образом в Олонецкой и Архангельской губерниях, в обеих столицах, в селе
Кимры Тверской губернии и наконец в древнем городе Угличе, в котором в начале
XIX века их соборы неоднократно собирались.
Несмотря на всю радикальность филипповцев, все же нашлись
проповедники, которые пришли к заключению, что и филипповцы являются
соглашателями с властью Антихриста, так как они платили налоги, появлялись в коронном
суде, выбирали паспорта и хоронили своих покойников на православных
церковных кладбищах. Вождем таким ультрарадикальных последователей теории об
Антихристе стал в начале второй половины XVIII века бывший солдат, перея-
славльский—из Переяславля Залесского—уроженец Евфимий, который
несколько лет проживал среди филипповцев Москвы. Наблюдая своих одноверцев, он
пришел к заключению, что они двоедушничают и двурушничают, идя на
компромисс с властями и подчиняясь законам градским241. Составив так называемое
"Разглагольствование" из 39 вопросов, он послал свое сочинение-запрос
тамошним московским главарям филипповцев Алексею Балчужному, Никите Спи-
цыну и другим, настаивая на объяснении соглашательского поведения и
неувязки в теории и практике в отношении к "антихристову воинству". Не получив
ответа, Евфимий, советником которого по богословским вопросам был некий
странник Иоанн, выступил с проповедью полного социального нигилизма и
анархизма. Решив, что Антихрист не духовное явление, т.е. не совокупность
"последнего отступления", гонений, исправления книг и других никонианских
заблуждений, а определенная физическая личность, он объявил, что им был
давно умерший император Петр I. "Апокалипсический зверь—есть царская власть,
икона его—власть гражданская, дело его—власть духовная",—учил этот новый
проповедник богословских и общественных крайностей. Поэтому, по учению Евфи-
мия, надо порвать всякую связь с обществом и государством, не брать паспортов,
не идти на военную службу, не обращаться в суд, не платить налоги. "Достоить
таитися и бегать", то есть не иметь дома, семьи, а только постоянно скрываться
и избегать всякой связи с носящими печать Антихриста. В 1772 году по совету
Иоанна Евфимий пришел к заключению, что подлинный "православный" должен
сам принимать новое крещение и при этом сам себя крестить, чтобы быть
уверенным, что никто, связанный с Антихристом, не участвует в его перекрещивании.
Так зародился новый толк странников, или бегунов, который сначала
развивался в знаменитом за столетие перед этим своими гарями Пошехонье и на юге
Ярославской губернии. В отличие от филипповцев, которые учили, что от
преследования властей надо спасаться в огне гарей, бегуны проповедовали, что от
преследований надо просто бежать242.
241 Православное обозрение. 1854. Т. II. С. 298.
242 Собрание постановлений по части раскола... Т. IV. С. 248—270; Макарий (Булгаков).
История русского раскола. С. 311 ; Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб.,
1870. С. 177.
336