Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/336]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4L Расколы внутри беспоповщины. Нетовщина
богословской формулировки и сразу же заняв отрицательную позицию в
отношении государства и общества, беспоповщина стала быстро делиться на все
более и более мелкие толки, которые уже отличались друг от друга не основными
и широкими установками в отношении церкви и проблемы благодати, а
второстепенными различиями в толковании отдельных обрядов или деталей устава.
Кроме того, деление на толки вызывалось по преимуществу дальнейшим
радикализмом или, наоборот, большей умеренностью последователей первых учителей
беспоповства. Так, например, уже в середине XVIII века, когда федосеевцы
заняли более примирительную позицию в отношении к поморцам, то от них
отделилась так называемая титловщина. Последователи этой титловщины остались
более ортодоксальными учениками Феодосия Васильева, чем сами федосеевцы,
и, следуя его указаниям, продолжали по-прежнему пользоваться "титлой" И. Н.
Ц. И. (Исус Назореянин Царь Иудейский) вместо "титлы" Ц. С. И. X. С. Б.
(Царь Славы Исус Христос Сын Божий), которой сначала пользовались
поморцы и которую приняло большинство федосеевцев238.
Затем, в самом конце того же XVIII века и в начале XIX, из федосеевского
согласия выделились несколько толков, которые решили отказаться от учения
о безбрачии и которые хотя и не ввели таинство брака, но все же стали давать
благословение своим брачущимся новоженам. Эти согласия получили названия
аристовщины в С.-Петербурге, где их учителем стал некий Аристов239; польских —
в бывших областях Речи Посполитой, в частности в б. Ковенской, Сувалкской
и Виленской губерниях; рижских — в городе Риге. Тем не менее основное,
ортодоксальное ядро федосеевцев, несмотря на века вынужденного сожития с
остальным миром, продолжало упорствовать в учении о безбрачии и принимало ново-
женов только после разлучения супругов, шестинедельного поста и обязательства
дальнейшего целомудрия. Особенно упорен в этом отношении был и
знаменитый глава московской Преображенской общины Иван Ковылин (ум. 1809) и
сосланный при Александре I тоже видный Преображенский наставник Гнусин.
Со своей стороны и поморцы со временем стали распадаться на толки:
первыми из поморства выделились непримиримые филипповцы, названные так по
имени бывшего стрельца Фотия Васильева, в монашестве Филиппа, который
после смерти Андрея Денисова захотел стать главой Выторецкой киновии и
оспаривал руководство ею у брата Андрея Семена Денисова. Филипповцы во
главе со своим фанатичным основателем согласия отличались более радикальным
мировоззрением, чем поморцы, возвели самосжигание в догму как способ
очищения души от грехов путем огнеопальной смерти, отказывались молиться за
царя, остались твердыми бракоборцами и постепенно приблизились в своем
учении к проповеди Феодосия. В 1743 году, когда отряд правительственных войск
хотел арестовать Филиппа, то "тот собрався со своими последователями, числом
семьдесят человек, обоего полу прописными, и запершися, згоре совсем"240.
Вслед за Филиппом в огне гарей погиб его ученик Терентий со своими
последователями, а затем и другие филипповские учители. По наблюдению историков,
ни в одном беспоповщинском согласии не было столько случаев самоумерщвле-
238 Ивановский Н.И. Указ. соч. С. 84; Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства.
С. 110-111.
239 Любопытный П. Исторический словарь... С. 134; Смирнов П.С. История русского раскола
старообрядства. С. 111; Ивановский Н.И. Указ. соч. С. 103.
240 Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины. С. 95—96.
335