Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/330]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
40. Поморское беспоповство и Денисовы
только в Поморье и беспоповщине, но и во всем русском старообрядчестве. Ви-
кулин занимался организацией самого общежития, Андрей (1672—1630)213 скоро
вырос в положение ведущего богослова и мыслителя старой веры, а брат Андрея,
Семен Денисов (1682—1741), прославился в старообрядчестве как патетический
писатель и славослов ранней истории движения древлей веры и русской церкви.
Кроме того, благодаря их хозяйственно-организаторским способностям Выгорец-
кий монастырь стал как бы преемником Соловков, которые еще долго не могли
оправиться от разгрома 1670-х годов214.
Заслуга Андрея Денисова заключалась в ясном, логически и систематически
составленном объяснении "старой веры", изложенном в его знаменитых
"Поморских ответах". "Поморские ответы" были действительно ответами на вопросы,
предложенные синодальным миссионером и обличителем раскола иеромонахом
Неофитом, который в порядке полемики со старообрядцами задал поморцам
Выговского общежития 104 вопроса. Ответы были соборным трудом выговских
отцов, но их формулировка, редакция и написание были работой прежде всего
Андрея и отчасти Семена Денисовых215. В своих ответах Андрей не поддается
страстям и гневу, как Аввакум или Лазарь, а спокойно, с многочисленными
ссылками на источники разбирает вопросы миссионера и дает почти исчерпывающее
толкование разногласий между "великороссийской" церковью и старообрядцами216.
Поскольку большинство вопросов Неофита касалось общих для всего
старообрядчества проблем, то и "Ответы" стали своего рода декларацией веры всего
старообрядчества и были приняты почти всеми толками как главное руководство для
объяснения самого существа "старой веры". Только самые последние девять
вопросов, вопросы 98—106, относились лишь к особенностям беспоповщины.
После составления "Поморских ответов" Денисов стал общепризнанным
авторитетом среди всех старообрядцев, и уже почти через полтора столетия
после его смерти один старообрядец заявил, что он принадлежит к христианской
вере, принятой св. кн. Владимиром при крещении Руси, и в соответствии со 106
ответами, данными при царе Петре кн. Мышецким217. Историк и библиограф
старообрядчества Павел Ануфриев-Любопытный уже в XVIII веке называл
Андрея "патриархом поморской церкви", митрополит Макарий считал, что "никто
столько не сделал для утверждения раскола, как два брата Андрей и Семен
Денисовы", а один администратор Олонецкой губернии уверял, что если бы А.
Денисов принадлежал к православной [синодальной] церкви, то он, наверное, стал бы
патриархом Московским и всея Руси218.
213 Филиппов И. Указ. соч. С. 8.
214 Там же. С. 10; Выговский летописец // Яковлев Г. Извещение праведное о расколе
беспоповщины. М., 1888. С. 149
215 Любопытный П. Каталог, или библиотека староверческой церкви // ЧОИДР. 1863. Т. I. С. 3,
пункт 2; Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 138; ТКДА. 1866. Т. I. С. 226; Дружинин В.Г. Писания русских
старообрядцев. СПб., 1912. С. 88—128 (дана наиболее подробная библиография работ А. Денисова;
дополнения см.: Zenkovsky S. The Ideological World of the Denisov Brothers// Harvard Slavic Studies. 1957.
Vol. III. P. 54.
216 "Поморские ответы" были переизданы несколько раз. Автору этой книги были доступны изд.
Мануильского (1884) и изд. Преображенского Кладбища (1911).
217 Собрание постановлений по части раскола, изд. Мин. Вн. Дел (185$), перепечатка А. Кель-
сиева. Лондон, 1863. Т. IV. С. 245-246.
218 Любопытный П. Каталог... С. 3; Макарий (Булгаков). История русского раскола... С. 282;
Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы // Православное обозрение. 1865. Т. II. С. 420 и ел.
329