Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/319]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
только таинства крещения и исповеди, которые и по учению православной
церкви в отсутствии священства в особо тяжких и исключительных условиях могли
совершаться и мирянами.
Но так как таинство крещения, совершенное "никонианцами", делалось
теперь в глазах беспоповцев недействительным, то собор категорически
предписывал (пол. 2 и 3) перекрещивать всех тех, кто захотел бы перейти из "никонианской"
церкви или поповства или иного иноверия в беспоповщину.
Положения 4 до 17 этого приговора занимались вопросом безбрачия,
которое становилось обязательным для беспоповцев. "Брачное супружество
совершенно отвергать законополагаем,—решали новгородские отцы,—почему и
обязываем и законополагаем: всем нашего братского сословия жить девственно и соблюдать
себя как можно от совокупления с женами". Нарушающие эти правила
подвергались епитимий и временному отлучению от церкви, но после третьего
нарушения девственности "блудодействующие" окончательно отлучались "от
соединения церковного и братского союза". Прежние, заключенные до перехода в
беспоповский "союз и братство" браки объявлялись недействительными, так как
весь свет и русское царство, в частности, "православного священства в конец
лишились".
Положения 18 и 19 предписывали особый обряд очищения еды, купленной
"на торгу", то есть не у беспоповцев, а последнее, 20-е решение собора
предписывало строго выполнять все составленные соборными отцами правила.
Решения новгородских беспоповских соборов только подводили итоги всей
предыдущей проповеди русских религиозных радикалов пессимизма.
В этих своих самых ранних письменных богословских высказываниях
вожди новгородского беспоповства совсем забывали, что в начале их проповеди в
1670-х годах основной точкой отправления их учения было "отступление"
Никона и иерархии русской церкви от старорусского православия и изменения в
обряде. Теперь же в новгородских приговорах не было ни слова ни о древлем
русском предании, ни о Третьем Риме, ни о старых обрядах, измена которым и
характеризовала само "последнее отступление". Зато в этих приговорах на первом
месте стоял совершенно новый догмат признания торжества Антихриста в этом
мире, из которого уже вытекала безблагодатность церкви, бессвященство,
невозможность таинств евхаристии и брака, что, в свою очередь, вело к требованию
полного целомудрия, признания греховности рождения детей и порочности всего
мира. Отрицая благословенное Богом христианское продолжение существования
человеческого рода и всего мира, Феодосии Васильев и его единомышленники
теперь уводили своих последователей из нормальной и обычной жизни, делая их
монахами без обета. В этом предельном, но однобоком аскетизме и отрицании
института священства они шли по стопам своего первого учителя Капитона и его
учеников "лесных старцев", которые уже в 1620-х и 1630-х годах, за четверть
столетия до патриаршества Никона и начала злосчастного спора об обряде,
стали "погордевать священством", избегать таинств и жить "не по правилам святых
отец, а по правилу старца Капитона"180. В 1660-х и 1670-х годах это "погордева-
ние священством" вылилось в откровенное беспоповство, при котором они
отвергали не только новых, "никонианских" священников, но и иереев старого, дони-
коновского поставления.
См. выше, гл. 14 этой книги.
318