Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/318]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
39. Выделение беспоповщины: федосеевцы
шие в их движение из православной церкви. Этим как бы подчеркивался
принцип учительного равенства всех членов беспоповской церкви, учительства мирян
и не признавался особый клир церкви. Затем, все решения принимались на
соборе от имени всех его участников, включая и простецов не учителей, а не только
духовных руководителей согласия. Третьим важным решением, принятым этим
первым новгородским собором, было запрещение браков и чадорождения
членами беспоповской церкви. По их решению ввиду отсутствия благодати
священства и таинств брак был невозможен, а внебрачное сожительство и рождение
детей являлось фехом. Четвертой важной чертой этих решений было строгое
запрещение общения членов беспоповской церкви с представителями
окружающего их мира, будь это никониане, поповцы или иноверные. Кто не повиновался
этому постановлению, тех было решено "из чину измотать и отлучать"177.
Наконец, в этом приговоре совершенно неожиданно новгородские отцы
сделали довольно резкий иконоборческий выпад: священники "никонианской"
церкви в нем названы "идоложрецами", а их служение перед иконами
сравнивается с приношением жертв самому сатане. Правда, их федосеевские иконы
остаются "святыми", но резкость тона этих замечаний наводит на мысль, что
федосеевцы могли пользоваться богословской стилистикой протестантских писателей.
Приговор был составлен Феодосием Васильевым "по совету всея восточные
соборныя церкви", то есть беспоповского движения, и скреплен двадцатью
четырьмя подписями, среди которых на первом месте стояли имена Харитона
Карпова, Феодосия Васильева и Тимофея Иевлева178.
Более полная формулировка беспоповщинской веры была выработана уже
через два года вторым новгородским собором беспоповцев, который собрался
3 июня 1694 года под руководством тех же наставников — Харитона Карпова или
Карповича, Феодосия Васильева, который, видимо, уже тогда выдвигается на
руководящее место в движении, и других новгородских отцов. Новый приговор
состоял из двадцати вполне отчетливо составленных положений, из которых
первое догматически было, конечно, самым важным. Оно гласило: "... по фехом
нашим в кончину века достигохом, в няже и антихрист царствует в мире ныне, но
царствует духовно в видимой церкви, седе на престоле Бога живаго, под именем
инаго Исуса, показуя себя яко Бога, и тем, чрез воинство антихристово, раззоря-
ющее церкви Божия, вся таинства ея истребил и всякую святыню омрачил и
свое новодействие возстановил"179. Этим заявлением собор окончательно решал
все недоумения беспоповцев, ожидавших пришествия Антихриста и конца
мира. Теперь уже они говорили не о "последнем отступлении" и неминуемой
победе Антихриста, вслед за которой должно было быть второе пришествие Христа,
а об окончательном воцарении Антихриста в мире. Не дождавшись в 1692 или, по
их исчислению, 7200 году от "сотворения мира" конца видимой вселенной,
новгородские отцы теперь определяли, что умственный (духовный, нечеловек)
Антихрист уже пришел и что он царствует в пафиаршей церкви, которая вместе с
поддерживающим ее государством сделалась "воинством антихристовым".
Благодать иссякла, священство прекратилось, и вместе с ним прекращались и
таинства евхаристии и брака, совершаемые священством. Поэтому могли оставаться
177 ЖуравлевЛ.И. Указ. соч. С. 95, 97; Иустинов П. К распре новгородских беспоповцев //
Христианское чтение. 1913. С. 1216—1238.
178 Текст приговора см.: Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 041—045.
179 Христианское чтение. 1906. Т. I. С. 268.
317