Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/310]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
38. Размежевание внутри старообрядчества: поповщина
ходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны
церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и
отлучались от церкви, и заканчивал свое "Отразительное письмо" их
категорическим осуждением и отлучением от православия: "Да будут чюжди и отгнани и
отлучены, дондеже обрятятся и покаются"142.
Это послание было не единоличным выступлением самого инока, но
общим решением традиционалистов, рвавших со страшными миссионерами
религиозного самоубийства. Оно было составлено "советом и изволением всего о
Христе русского христианства", с одобрением самого игумена Досифея, его
сподвижников иеромонахов Феодосия и Пафнутия и других вождей
консервативного крыла старообрядчества, донских и кумских иноков и братии, поволжских
старцев и иноков во главе со священником Игнатием, поморских старцев и иноков
и западной братии, то есть старообрядцев Стародубья и Ветки143.
Это осуждение радикалов традиционалистами-поповцами закончило процесс
размежевания обоих крыльев старообрядческого движения и привело к
образованию особых поповщинских и беспоповщинских общин внутри движения. Уход
игумена Досифея с Дона на Северный Кавказ и вскоре вслед за этим
последовавшая смерть этого выдающегося вождя старообрядцев-консерваторов нанесли
непоправимый удар юго-восточному казачьему центру поповцев. Все церкви на
Дону снова перешли в руки правительственной патриаршей церкви, походная
церковь Досифея теперь оказалась вне пределов России, а связь с последними
сохранившими старый обряд приходами гребенских казаков на Тереке была очень
трудна ввиду того, что путь из России на Терек проходил в то время не через
Северный Кавказ и Дон, а через легко контролируемые правительством Астрахань
и другие города Нижней Волги.
Не лучше было положение и на Севере, где долго последним значительным
и сравнительно свободным от контроля патриаршей и царской власти центром
поповцев были скиты Керженца во главе со старшим по времени образования
скитом Смольянами144. В 1680-х годах на Керженце было 77 старообрядческих
скитов и более чем 2000 монахов и насельников. Там нередко созывались
старообрядческие соборы, шли шумные споры об истолковании старых книг, пророчеств
и писаний апологетов старой веры, в том числе и Аввакума, и отсюда по разным
общинам рассылались священники и миссионеры145. В Смольянах жил и
старенький "черный поп" Дионисий Шуйский146, имевший немало запасных даров,
которыми он причащал богомольцев и снабжал для причастия другие общины.
Благодаря этому после ухода Досифея на юг Керженец и особенно Смольяны с
Дионисием во главе, стали более чем на целое десятилетие духовным центром
поповщины в Средней России. В первой половине 1690-х годов на смену
умершему Дионисию здесь появился другой "черный поп", Феодосии,
рукоположенный в священноиноки еще патриархом Иосифом147, и некоторыми источника-
142 Там же. С. 105.
143 Там же. С. 104, ПО.
144 Этот скит назывался Смольяны, так как он был основан игуменом Сергием Салтыковым и
иноком Ефремом Потемкиным, выходцами из Бизюковского монастыря, расположенного около До-
рогобужа на Смоленщине.
145 ПСЗ. Т. XI. № 8175; Филиппов И. Указ. соч. С. 129, 315, 371; Евфросин. Указ. соч. С. 99, 100:
Мельников П.И. Поли. собр. соч. Т. VII. С. 36.
146 См. гл. 33 этой книги.
147 Алексеев И. Указ. соч. С. 505.
309