Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/304]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
37. Казаки в борьбе за старую веру
немало крестьян Тамбовского края перебегали на Дон, где они увеличивали
ряды местных старообрядцев118.
В начале 1686 года старообрядческой партии и приверженцам Лаврентьева
удалось достичь на Дону значительных успехов. В это время войсковой атаман Фрол
Минаев уехал по делам в Москву, а на его место был избран сам Лаврентьев119.
Весной следующего, 1687 года Лаврентьев провел в настоятели главного донского
собора в Черкасской станице старообрядческого священника, а на войсковом
сборе в мае того же года казаки постановили признать старую веру официальным,
"государственным" исповеданием Дона. Поминание патриарха и царя на
церковных службах было отменено120. Приговор круга гласил: "Сверх старых книг
ничего не прибавливать и не убавливать, и новых книг не держать", а того, кто с этим
не согласен, "тех побивати до смерти"121. Правда, вначале была сделана оговорка
не выходить из подчинения Московской политической власти—"великим
государям Петру и Ивану служить по-прежнему и чтобы впредь на Дону было
смирно",— но вскоре начались проповеди старообрядцев-экстремистов о конце
мира. Среди казаков стали широко распространяться пораженческие
настроения, и некоторые из них, отправившиеся было в поход на Крым, организованный
фаворитом царевны Софьи князем Василием Голицыным, вернулись обратно и
даже молились, чтобы царские войска не одержали победы над татарами122.
На Дону старообрядцы делались с каждым месяцем все сильнее и смелее, а
оставшиеся верными патриарху и Москве священники покинули Дон и ушли на
север в Россию. В северной части донских поселений, особенно по притоку
Дона реке Медведице, где население было чисто старообрядческим, начали
собираться вооруженные отряды, готовые защищать свои селения и своих вождей от
нападения царских войск. Здесь старообрядческие миссионеры открыто
провозглашали: "Мы не боимся ни царей, ни всей вселенной; вся христианская
отпала, и в Московском государстве благочестия нет, ни церквей ни попов"123.
Среди руководителей черкасского переворота, поставившего Лаврентьева во главе
казачьего управления, начали раздаваться голоса, что пора восстановить старую
веру и в Русском государстве. "Старую де веру они, расколыцики, твердили и за
нее стояли для того ж, умышляя, чем бы им не токмо всем Доном, но и всем
Московским государством замутить",—показывал позже один из участвовавших в
Донской старообрядческой революции казак124.
Наряду с чисто религиозной проповедью начали слышаться и социальные
мотивы. На реке Медведице проповедник Козьма Косой заявлял, что все люди
равны и что все "мы по созданию Божьему братья"125. Другим центром такой
проповеди на Дону был городок Боровск, где черные попы Памва и Феодосии учили
"за великих государей и святого патриарха не молитесь" и говорили о царе,
властях и церкви непристойные речи126.
т Там же. С. 125-127.
119 Допрос Лаврентьева 7 мая 1698 года см.: Дружинин В.Г. Раскол на Дону... С. 285.
120 Допрос Самойлова см.: ДАИ. Т. XII. С. 138.
121 ДАИ. Т. XII. С. 17.
122 ЧОИДР. 1887. Т. III. С. 25; ДАИ. Т. XII. С. 180, 202.
123 ДАИ. Т. XII. С. 196.
124 Дружинин В. Г. Раскол на Дону... С. 313—314.
125 Там же. С. 272.
126Лилеев М.И. Новые материалы... С. 34; Сватиков СТ. Россия и Дон (1549—1917). Вена, 1924.
С. 127.
303