Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/301]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
Неудача попытки реставрации старой веры как общегосударственного
исповедания в июле 1682 года ясно показала слабые стороны ее сторонников. Весь
аппарат власти был в руках дворянства и бюрократии, стоявших еще до
никоновских реформ в рядах врагов церковной партии и, за единичными исключениями,
всегда выступавших против усиления церковного влияния на Руси. С ними же был
патриарх и ведущее духовенство. Хованский со своими мечтами о старой вере так
же был одинок при дворе, как и десять лет перед этим были Морозова и Урусова.
Сами старообрядцы, мало интересуясь вопросами политики, были совершенно
не подготовлены к борьбе за власть. Значительная часть их, ужаснувшаяся перед
тенью Антихриста, даже не звала к борьбе за власть в церкви, а только старалась
избежать столкновения и с силами сатаны, и с силами попавшего, по их мнению,
под влияние сатаны правительства.
В 1685 году новые двенадцать подробных статей, изданные правительством
царевны Софьи и, несомненно, рекомендованные патриархом Иоакимом,
усиливали борьбу с церковной оппозицией. Ими повелевалось упорных "хулителей"
церкви жечь; проповедников самосжигания казнить смертью; их последователей,
согласившихся перейти в "старую" веру было приказано для острастки "бить
кнутом" и отсылать в монастыри под строгий начал. Укрыватели наказывались
батогами, кнутом, ссылались и штрафовались. Имущество "раскольников", их
укрывателей и поручителей отбиралось в казну108. Этими мерами правительству и
патриарху удалось смирить последних старообрядцев столицы страны. Неудача
1682 года и закон 1685 года еще более усилили эту тенденцию бегства от
Антихриста. Все большие старообрядческие группы Москвы и Подмосковья спешат
покинуть находившиеся под строгим контролем города, бегут в леса, в Поморье, на
Керженец, в степи на Дон, в Стародубье, за границу—в Польшу.
Старообрядческая Москва пустеет.
Когда в 1696 году полковник Иван Цыклер, участник мятежа 1682 года,
позже перешедший на сторону Петра, организовал новый заговор, в его группе
участвовал только один приверженец старой веры, брат Морозовой. Сам Цыклер,
уговаривавший своих сообщников выступить против Петра, "изрезать его в ножей
пять", был просто неудавшимся карьеристом, мстившим царю за свои неудачи.
Да и само число заговорщиков было невелико. Кроме Цыклера и брата
Морозовой Алексея Соковнина, "потаенного великой капитоновской ереси
раскольника", в нем участвовали только два стрельца и один казак. Самое тщательное
расследование дела, проведенное лично Петром, не обнаружило ни следов более
крупной группы заговорщиков, ни связей с раскольниками вне Москвы109.
Последнее из политических выступлений стрельцов с оттенком
старообрядческой фронды против московского правительства—бунт четырех полков,
бывших на походе из Азова на литовскую границу, показало, что хотя среди
стрельцов оппозиционные настроения были очень сильны и в 1698 году, но силы их были
слабы и решимости и единства среди них не было, как не было и малейшей
серьезной возможности успеха. Считая, что правительство относится к ним
несправедливо, стрельцы сделали попытку захватить Москву и посадить на престол
заключенную в монастыре царевну Софью. Со своей стороны, Софья надеялась на
возврат к власти и, вступив в сношения с делегатами стрельцов, писала: "Ныне
,08ААЭ.Т. IV. С. 284.
109 Богословский М.М. Петр I. Т. I. С. 389; ДРВ. Т. XV. С. 385; Записки Гордона (нем. текст).
300