Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/297]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
цы выступили на "защиту прав Ивана". Три дня, 15—17 мая, Москва была в их
руках; много Нарышкиных и их сторонников были убиты. Иван был
провозглашен соцарем Петра уже 26 мая, а 29 под давлением стрельцов, за спиной которых
стояли Милославские, бояре постановили "дел правление вручить... царевне
Софье Алексеевне... для того что они, великие государи в юных летах"82.
Стрелецкий бунт привел к всеобщему ослаблению контроля власти и
состоянию анархии в самой Москве. Испуганное правительство не только не
наказало стрельцов, но дало им почетное звание "надворной пехоты" и распорядилось
поставить памятник в честь их майских "подвигов"83. Падение авторитета
власти позволило уже готовившимся с подачей челобитной старообрядцам
усилить свою агитацию. Как уже упоминалось, еще до казни Аввакума и его пусто-
зерских соузников старообрядцы собирались подать царю Федору челобитную
о восстановлении старой веры. Инициатором этого плана был неутомимый и
неуловимый игумен Досифей, все время путешествовавший между Поморьем,
Москвой и Доном, организовывая своих единоверцев. Аввакум тоже стоял за
подачу челобитной и писал своим духовным детям Борису и "прочим рабам Бога
высшего", что "изволившу Духу Святому вложити во ум отцу Досифею с
челобитными по жребию стужати царю о исправлении веры"84. Казнь пустозерцев на
время могла устрашить их московских сообщников, но последовавшая за ней
смерть царя Федора, известного своей склонностью к Западу и нелюбовью к
традиционалистам, и развившаяся затем стрелецкая смута, несомненно, ободрили
раскольников. Можно предполагать, что подготовкой подачи челобитной
руководил сам Досифей, оставшийся из осторожности вне Москвы85.
Непосредственное проведение подачи челобитной выпало, ввиду опасности этого предприятия,
по жребию на нескольких монахов. Но неожиданно для раскольников их план
значительно расширился и получил поддержку стрельцов, которые еще со
времени пребывания Аввакума в Москве сочувственно относились к старой вере.
Реформы армии и организация полков иноземного строя, которые грозили
полным уничтожением стрелецкого войска, раздражали стрельцов, озлобляли их
против новшеств и перемен и еще больше склоняли в сторону старообрядцев.
Назначение после майского стрелецкого бунта главой Стрелецкого приказа князя
Ивана Андреевича Хованского, наказанного батогами еще в начале 1670-х годов
за свою приверженность к древлему обряду, облегчала проведение подачи
челобитной и давала, может быть, надежду даже на насильственное восстановление
старой веры86.
Стрельцы Титова полка сами проявили инициативу, шедшую навстречу
пожеланиям Досифея. Они у себя в полку начали составлять челобитную, чтобы
"старую православную веру восстановити, в коей Российские чудотворцы Богу
угодили", и вошли для этого в контакт с представителями населения московских
слобод87.
82 Медведев С. Созерцание краткое // ЧОИДР. 1894. Т. IV. С. 66. Интересны и новые данные о
мятеже 1682 г. из т. н. Летописца 1624—1692 гг. (см.: Хрестоматия по истории СССР XVI—XVII вв.
М., 1962. С. 509—513) и в "Описании колико бысть смятение..." (см.: Древнерусская литература и
ее связи с новым временем. М., 1967. С. 11,317—354).
"ААЭ.Т. IV. С. 561.
84 Аввакум. Сочинения... С. 862.
85 Румянцев И.П. Указ. соч. С. 273—274.
86 Аввакум. Сочинения... С. 53; Медведев С. Указ. соч. С. 76.
87 Романов С. История о вере и челобитная о стрельцах // Л РЛД. Т. V. С. 111.
296