Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/289]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
единений до конца XVII века управляли церковной жизнью Севера без всякого
вмешательства в их внутренние дела столь далекого от них московского
патриаршего или новгородского митрополичьего управления. Они представляли перед
московским правительством церковные, политические, культурные и экономические
интересы общин или группы общин56. Отсутствие на Севере института
крепостного права и дворянства позволяло этим общинам и их союзам сохранять старые
традиции земской демократии и делало их социально более однообразными, в
результате чего они могли избегать значительных внутренних конфликтов.
Поэтому Север отнесся враждебно к никоновским "реформам", видя в них желание
центра навязать этим прочным свободолюбивым общинам свой новый порядок и
новый стиль церковной жизни, а жестокие и авторитарные замашки самого
Никона еще более усилили их опасения и сделали из северных общин один из
самых стойких районов сопротивления новому обряду. Решения собора 1666—1667
годов и все растущие централизация и вмешательство правительства, в свою
очередь, еще более встревожили и обозлили эти общины-приходы. Они не хотели
слушаться предписаний вводить новый обряд, а священники, которых общины
сами избирали, тоже не могли ничего сделать без согласия своих прихожан.
Когда после нового собора 1681—1682 годов епископы новосозданных
епархий, особенно Холмогорский владыка Афанасий, сделали попытку подчинить
своему контролю приходы-общины и их союзы, то они встретили с их стороны
самое решительное сопротивление.
Помимо чисто церковно-общинной традиции играла на Севере очень
значительную роль в сопротивлении иерархии древняя привязанность к свободе. Это
была традиция не так уж давно подчиненных Москве республик Новгорода,
Пскова и Вятки. Здесь колонизация свободных земель также была делом не
князей и помещиков, а индивидуальных и свободных крестьян и промышленников.
В годы разрухи Смутного времени привычка к самостоятельной деятельности
сказалась особенно ярко, когда Галич, Вологда, Великий Устюг, Тотьма, Холмогоры
и другие более мелкие города сами проявили инициативу создания ополчения и
обороны государства57. Здесь в церковной и особенно монашеской жизни
сохранялся дух заволжских старцев, которые не любили ни централизации, ни
предписаний в духовной жизни и организации своих скитов. Наконец, на
распространение раскола на Севере, несомненно, имело значение и враждебное
отношение северных епископов к Никоновским новшествам: владыки Макарий
Новгородский, Маркел Вологодский и Александр Вятский, управлявшие своими
епархиями в конце 1650-х и начале 1660-х годов, были упорными противниками
правки книг и исправления обряда.
56 Богословский ММ. Земское самоуправление на русском севере... Т. II. С. 41 — 13.
57 См. грамоты этих городов, призывающие к восстановлению порядка и к сопротивлению
полякам: ААЭ. Т. II. С. 184, 194, 199, 200, 206 и др.; Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в
Московском государстве. М., 1937.
288