Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/288]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
34. Рост сопротивления на Севере: 1671—1682
ского озера жил еще один из немногих уцелевших соловецких старцев, Иосиф Су-
хий; дальше на восток, в селе Терехове, миссионерствовал какой-то Яков Иванов,
который сжегся зимой 1676—1677 года "с немалыми людьми, с женами и детьми,
и с пасынками и с соседи, в хоромах своих"49. На Рогоозере, на маленьком
островке между Пудожским и Водлозерским погостами, устроил свою пустыньку
чернец Тимофей, который состоял в переписке с Аввакумом, а в 1693 году вместе с
Иосифом Сухим, Емельяном Ивановым, Семеном Журавлицким и дьячком
Василием прославился своим походом на Пудожский погост50. В конце 1670-х и
начале 1680-х годов он проживал вместе со старцами Авксентием, Савватием и
Ефимием, и за проповедь самосжигания Аввакум называл эту четверку "четве-
роконечной колесницей огненного горения"51. Вокруг них около Онеги озера, в
Шунте, в Толвии, в Повенце "паче сей в Выговской и Водлозерской пустыни",
гнездились другие многочисленные скиты и починки скрывавшихся от властей
старообрядцев, среди которых следует еще раз отметить переходившего с места
на место мафусаила старообрядчества того времени старца Корнилия.
Старообрядческий историк начала XVIII века Иван Филиппов еще упоминает жившего
у Повенца инока Германа, Емельяна Иванова у Столпозера, еще одного инока Епи-
фания у Тихвина, инока Антония, строителя мостов и плотин у Олонца и
ревностного миссионера Илариона Пуллаева52. Почти в каждой волости и в каждом
погосте Поморья дело старой веры было в надежных руках ревностных и беззаветно
преданных ей старцев и бельцов.
Поморье, да и вообще весь русский север были особо подходящей почвой для
распространения "старой веры", так как там до начала следующего XVIII века
каждый приход являлся независимой и сильной церковной и административной
единицей и выполнял почти все функции местного самоуправления. До
учреждения в 1681 году епархий в Холмогорах и Устюге эти приходы были почти вне
контроля и наблюдения центральной духовной и светской власти, сами
приглашали своих священников, сами строили церкви и сами управляли церковным и
общественным имуществом53.
Земли и здания приходских церквей были собственностью прихода-общины,
а не епархиального или патриаршего управления54. Слияние церковно-приходской
и государственно-административной деятельности прихода, который являлся
также и политической единицей, делало его руководителем не только
религиозной, но и административно-юридической жизни населения. Приход-община
являлся на Севере основным руководителем местной жизни, ответственным за все
имущественные права, коллективные работы и обязательства жителей этой
территориальной единицы. На Севере часто создавались крупные и мощные земские
объединения приходов-общин, нередко выраставшие в уездные федерации,
финансовое, общеэкономическое и моральное влияние которых было часто сильнее,
чем влияние местного архиерея55. Старосты приходов и их земских уездных объ-
49 Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868—1869 гг. С. 196.
50 АИ. Т. V. № 233; Сапожников Д. И. Указ. соч. С. 36; Олонецкие Губернские Известия. 1851. № 1.
51 Аввакум. Сочинения... С. LXXIV, 949.
52 Филиппов И. Указ. соч. С. 37, 54, 60 и т.д.
53 Соловьев СМ. Т. VII (XIII). С. 107.
54 Юшков СВ. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV—XVII вв. СПб., 1913.
С. 2, 8—9; Богословский М.М. Земское самоуправление на русском севере в XVII веке. М., 1909. Т. I.
С. 192
55 Юшков СВ. Указ. соч. С. 5.
287