Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/286]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
34. Рост сопротивления на Севере: 1671—1682
свой родной край, то родные уговорили его осесть на Виданьском острове на
реке Суне. Там в 1640 году Кирилл построил свою келью, вокруг которой разросся
целый скит. От церковных властей он получил разрешение поставить храм во имя
Пресвятой Троицы и поэтому его небольшая обитель и стала называться Троиц-
ко-Сунарецкой или попросту "у Троицы". В обители Кирилла постриглись все
его родные, и, приобретая новых иноков, Сунарецкий монастырек постепенно
расширялся, а после никоновских новшеств стал склоняться к старому обряду.
Много для этого сделал будущий духовник и соузник Аввакума Епифаний,
проживавший здесь с 1657 по 1664 год, и олонецкий посадник Иларион Пуллоев, "муж
благ и писания ведущий", рассказывавший Кириллу и его сопустынникам о
событиях, происходивших в церкви38. Около 1682 года Новгородский митрополит
приказал схватить Кирилла и жившего в его пустыни иеромонаха, но они успели
скрыться, и последующие годы своей долгой жизни до самой смерти,
последовавшей около 1690 года, Кирилл жил дальше на севере, на реке Выг, где стали
собираться старообрядцы-монахи39. Хотя по бумагам Сунарецкая обитель в 1682—1683
годах, считалась новообрядческой, но фактически она продолжала жить по
старому обряду и нередко давала приют беглецам—ревнителям старого благочестия.
Судьба Курженской пустыни, построенной у Повенца иноком Евфросином,
была печальнее. После смерти в 1663 году "кроткого владыки" Макария
Новгородского обитель просуществовала всего несколько лет, так как, по словам Ивана
Филиппова, ее разорил митрополит Питирим, ставший уже в 1672 году
патриархом40, а ее церковь была даже сожжена. Но, несмотря на короткий период своего
существования, обе обители сыграли значительную роль в развитии северного
старообрядчества и особенно его умеренного, позже называемого "поповским"
крыла. Досифей, Евфросин, Мина и многие другие руководители этого
направления встречались в этих обителях, и отсюда, из церквей этих обителей, шли
святые Дары, духовно поддерживавшие ревнителей древлецерковной традиции.
Противоположным полюсом старообрядческого движения на Севере, возле
озера Онеги и на путях от Онеги к Соловкам, были бывшие монахи Соловецкого
монастыря, покинувшие обитель перед началом осады.
Самым выдающимся среди них был соловецкий экклезиарх дьякон Игнатий,
умелый и начитанный проповедник и автор ряда работ в защиту старой веры, не
дошедших до нашего времени, который положил основание знаменитой Выгов-
ской общине. Следуя пророчеству соловецкого юродивого Гурия, дьякон
Игнатий оставил знаменитый монастырь еще до его осады41 и в конце 60-х годов
вместе с другими соловчанами, Германом и Иосифом, довольно долго проживал в
Спасском монастыре в Каргополе. После начала гонений на ревнителей старого
благочестия Игнатий бродил по скитам и деревням Поморья, избегая встреч с
царскими и церковными властями. Иван Филиппов, историк Выговской пустыни,
знавший о нем, видимо, со слов выговских старожилов, отзывался о нем
восторженно, но более трезвый Евфросин, боровшийся с самосожжениями, которые
проповедовал Игнатий, писал о нем гораздо более сдержанно и даже отрицательно.
Отмечая, что Игнатий "книгам-де был читатель охочь и досуж", он добавляет, что
38 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни (написана около 1743 г.). СПб.,
1862. С. 60.
39 Там же.
40 Там же.
41 Там же. С. 27.
285