Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/285]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
ров, живший на берегах Волхова, Иван Меркурьев и дьячок Иван Герасимов,
проповедовавшие в окрестностях Пскова33.
Организатором первой дошедшей до сведения властей гари в Новгородском
краю был некий поп Петр села Фёдово Ново-Торжского уезда. Ночью с 9 на 10
марта 1682 года его последователи из деревень Блюдиха и Будово и из погоста Прут-
на в числе полусотни человек покончили с жизнью добровольным аутодафе.
Встревоженные власти послали в село Фёдово пристава, чтобы остановить дальнейшее
распространение самосжиганий, но местные крестьяне спрятали священника и чуть
не убили самого пристава. Дальнейшие посылки властей для уговора ни к чему не
привели, но когда в деревню были посланы стрельцы, то население встретило их
крайне враждебно, избило до "полумертвия" дьячка Егорку, прислужника
Федьку Санина и пристава Прошку Сидорова, так что сопровождавшие их стрельцы —
всего пять человек — и десятские с перепуга разбежались. К сожалению,
дальнейшее развитие событий в Фёдове осталось ввиду отсутствия последующих
документов неизвестным, но и сохранившиеся данные показывают, как решительно
были настроены крестьяне, решившие защищать своего проповедника гарей34. Во
время другой новгородской гари сгорели шестнадцать человек, но главные
районы распространения самосжиганий лежали не непосредственно около Новгорода,
но далее на восток в Поморье, в землях старой новгородской колонизации. Общее
число жертв гарей и правительственного террора в Новгородской области в
конце XVII века все же было довольно велико, так как в старообрядческом Синодике
дается список с более чем 70 именами, в который, видимо, не входят упомянутые
гари. Указание Синодика о гибели иноков Пахомия, Варлаама и их учеников —
без указания их числа — свидетельствует еще о каком-то не упомянутом в
литературе самосжигании35. Недаром в начале 1680-х годов митрополит Корнилий
доносил в Москву, что "в Новгородских пределах обретаются многие церковные
раскольники"36. В числе этих миссионеров особенно отличался некий Тимошка,
перекрещивавший своих последователей в районе Хутынского монастыря37.
Поморье, расположенное вблизи Пустозерска и Соловков, стало в 1670-х
годах главным оплотом старообрядческого движения. К сожалению, в переписке
Аввакума сохранилось только одно письмо, посланное им его поморским
единоверцам, но зато другие памятники позволяют воссоздать широкую картину
развития старообрядчества в этом краю. Главными центрами движения в этом краю
были Троицкая Сунарецкая обитель, устроенная иноком Кириллом, в которой
одно время проживал и пустозерский старец Епифаний, и Курженская обитель,
основанная автором "Отразительного писания о новоизобретенном пути
самоубийственных смертей" старцем Евфросином. Так как в обеих обителях были
церкви и в них нередко проживал игумен Досифей, то поэтому они сыграли
важную роль в развитии раскола на Севере.
Кирилл, в миру Карп Васильев, родился в Андрееве на Волоке, около устья
реки Суны, еще в 1608 году и почти всю свою жизнь провел как странствующий
инок, которых было так много на Руси XVII века. Когда он однажды вернулся в
33 Барсов Е. Новые материалы... С. 17—18; ДАИ. Т. XII. № 102—206; Собрание постановлений
по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. СПб., 1860. Т. I. С. 135.
34 См.: Сапожников Д. И. Указ. соч. С. 21, 24—25.
35 Синодик. С. 22.
36 Царская Грамота 1684 г. См.: ДАИ. Т. XII. № 161.
37АИ.Т.У№ 127.
284