Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/281]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
ца Епифания, соузника Аввакума17, пишет, что в пошехонских пределах около
города Романова сожглись две инокини из морозовской обители, что там
проживала преданная Аввакуму Маремьяна Феодоровна и что там бывала и сама
Морозова со своей сестрой княгиней Урусовой. Так как Евфросин говорит, что Морозова
пришла в ужас от картины обгоревших трупов участников гарей, можно думать,
что он упоминает о самосжиганиях конца 1665 года, о которых писали в своих
донесениях воевода С. А. Зубов и другие участники экспедиции 1665 года против
"лесных старцев", или даже о более ранних гарях, оставшихся неизвестными
историкам. Уже сам факт этой карательной экспедиции 1665 года в Пошехонье18
показывает, что апокалиптические проповеди "лесных старцев" вносили большое
смущение в умы тамошнего населения и, вероятно, вели к широкому
распространению самоубийственных смертей. Там же, в Пошехонье, в 1670-х годах
организовывал своих последователей и распространял письма Аввакума, в которых
последний хвалил самосожжения, и самый любимый из находившихся еще на
воле учеников Аввакума, вышеупомянутый Симеон Крашенинников, ставший в
1670-х годах игуменом Сергием19. В 70-х и начале 80-х годов Пошехонье стало
одним из главных районов распространения гарей. Здесь помимо Сергия, который
выступал скорее в роли советника, чем организатора гарей, "работали" Поликарп,
главный затейник огненных смертей в этом крае, который в своих проповедях
постоянно ссылался на писания Аввакума20. Кроме него чуть ли не на каждой
странице Евфросиньева трактата постоянно упоминаются его многочисленные
последователи-проповедники: Семен-"пророк", подьячий Иван Григорьев, сын
последнего Иван, некий "звероподобный" Андрей, Тихон Юродивый, чернец
Иосиф Поморский21, Иван Кондратьев, Иван Коломенский, Корнилий, в данном
случае, вероятно, известный старообрядческий мафусаил, основатель Выговской
пустыни, старица Капитолина, которая в 1660-х годах обитала в Вязниковских
лесах22, и многие другие. Число гарей и жертв этих проповедников точно
неизвестно, но Евфросин говорит о четырех или даже пяти тысячах погибших в
Пошехонье на кострах самосжигателей только в 1670-х и 1680-х, а возможно, даже уже и
в 1660-х годах. Наоборот, другой современник этих гарей, старец Игнатий,
рассказывал Дмитрию Ростовскому, что к началу 1680-х годов было "всего" 1920 жертв23.
Помимо старообрядческих писателей и Дмитрия Ростовского официальные
документы тоже подтверждают распространение гарей в Пошехонских лесах, в
частности в окрестностях сел Холм и Кузьмо-Демьянск24.
Нетрудно понять, почему именно Пошехонье, через двести лет после гарей
"прославленное" М.Е. Салтыковым-Щедриным, стало одним из главных
районов проповеди самосжигателей. Этот край был всегда одним из наиболее
отсталых и заброшенных в Средней России, и здесь уже в 1630-х годах старец Капи-
17 Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 303.
18 См. выше, гл. 27 этой книги.
19 Евфросин. Указ. соч. С. 15, 20, 22-24, 104, 110, 114.
20 Там же. С. 11, 18,93.
21 Это, видимо, был будущий вождь похода 1693 года на Пудожский погост. См.: АИ. Т. V. № 223.
22 Евфросин. Указ. соч. С. 24, 109.
23 Дмитрий [Туптало, митрополит] Ростовский. Розыск о раскольничьей брынской вере, о
учении их, о делах их, и изъявлении яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны.
М., 1824. С. 585.
24 Разрядный приказ, 901—2051. См.: Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе во
второй половине XVII века до конца XVIII // ЧОИДР. 1891. С. 8-9.
280