Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/280]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
33. Расширение старообрядческого "мятежа"в 1671—1682годах
в мире, обреченном на господство Антихриста, осуждал чадорождение, да и
вообще занял крайнюю религиозно-пессимистическую позицию среди
московских ревнителей древлего благочестия12. Так же, как и с Исидором, протопопу
приходилось бороться и с представительницей старой дворянской семьи Еленой
Хрущевой, которая, впав в эсхатологический ужас, тоже возмущалась, что в их
апокалиптическое время люди смеют еще жениться и рождать детей, настояла на
расхождении некой Ксении Гавриловой с ее вторым мужем и чуть не уморила их
ребенка13. Возможно, что в данном случае некоторую роль играла и вражда разных
аристократических семей. И Елена и Ксения принадлежали к высшей московской
аристократии, и обе были в свое время близкими друзьями погибшей боярыни
Морозовой. Елена Хрущева даже была наставщицей в бывшей морозовской
обители, которая или в Москве, или в окрестностях столицы сохранилась и
оставалась после смерти Морозовой под руководством все той же инокини Маланьи.
Около обители инокини Маланьи группировались и другие друзья Аввакума из
среды морозовского круга. В числе их следует упомянуть племянниц Морозовой,
княжон Анастасию и Евдокию Урусовых; некоего Бориса, одного из редких
представителей боярства, оставшихся верными старому обряду; Ксению Ивановну,
бывшую казначею Морозовой и ее брата Игнатия; Марию и Андрея, сестру и
брата Исайи (погибшего на костре дворецкого Салтыковых) и вышеназванную Ма-
ремьяну Феодоровну. Было среди них и много других из числа той "всей тысящи",
о которой пишет Аввакум14, но имена их и положение теперь уже очень трудно
установить.
Немало этих неизвестных или малоизвестных старообрядческих
исповедников стали жертвой преследований в 1670-х и 1680-х годах. Так, например, наряду
с уже упомянутыми старообрядческими вождями из Москвы—иноком Авраами-
ем, дворецким Исайей, иноком Филиппом (Феодором Трофимовым), Морозовой,
ее сестрой Урусовой и другими, старообрядческий синодик упоминает в числе жертв
того времени каких-то Максима, инока Иосафа, Михаила, Никиту, инокиню
Иустину и несколько десятков других стояльцев за веру, погибших в Москве от
руки палача15.
Конечно, многие из этих друзей Аввакума только изредка бывали в Москве,
да, по всей вероятности, и обитель Маланьи, уехавшей из дома Морозовой
накануне ареста боярыни, была уже в начале 1670-х годов перенесена куда-нибудь в
подмосковное селенье. Некоторые же из них, как, например, Феодора
Нарышкина, урожденная Хамильтон, вообще скрылись от преследований из Москвы и
жили в провинции16, или же, даже оставаясь в Москве, старались не попадаться
на глаза правительству и не афишировать свои взгляды на веру.
Одним из важных районов для постоянного или временного исхода из
Москвы, видимо, было Пошехонье, область к северу от Волги в пределах бывшей
Костромской губернии. Известный старообрядческий деятель того времени
Евфросин, основатель Курженской пустыни, которого некоторые исследователи
смешивают с умершим в 1660-х годах другим иноком Евфросином, другом стар-
12 Аввакум. Сочинения... С. 939— 946.
11 Там же. С. 858.
14 Там же. С. 829-830.
15 Сводный старообрядческий синодик. Второе издание Синодика по четырем рукописям XVI-
II—XIX веков А.Н. Пыпина (ПДПИ. T. XLIV). С. 21 (Далее: Синодик.).
16 Pascal P. Op. cit. P. 524.
279