Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/276]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
32. Учение отцов пустозерских: протопоп Аввакум
Восторгаясь этим русским духовным бесстрашием, он даже подыскивает
соответствующие случаи в истории раннего мученичества и русской истории,
чтобы богословски оправдать и благословить самосжигание. Под конец жизни
Аввакума к нему в Пустозерск пришел из Сибири посланник, запрашивая, должны
ли там его последователи сжигаться или нет. Там, в Тюмени, в 1679 году вместе с
1700 последователями сгорел старый знакомец протопопа, некий поп Дометиан,
и собравшееся новое скопище запрашивало теперь Пустозерск, как им поступить256.
Аввакум одобрил их намерение, но когда посланец вернулся домой, то
кандидаты в самосжигатели еще раз запросили Пустозерск, желая получить не личное
Аввакума, а соборное, общее всех пустозерцев мнение, как лучше поступить. Пока
посланец снова добрался до пустозерцев, все эти четыре отца уже погибли на
костре, но не на костре самоубийственной гари, а устроенном правительственным
палачом.
Позиция Аввакума по вопросу гарей была тем более странна и нелогична,
потому что он совсем не был обуян страхом Антихриста и думал вовсе не о конце
старой веры, а наоборот, о ее конечной победе. Эта неувязка в его рассуждениях
стоила жизни не одной тысяче человек и наложила мрачный оттенок на
заключительные годы его проповеди257.
Многие умеренные старообрядцы, как, например, игумен Досифей, Евфро-
син и другие возмущались Аввакумом за его подстрекательства к
самосжиганиям и строго осуждали его за его прославляющие гари послания258.
256 Евфросин. Указ. соч. С. 256.
257 Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 66.
258 Евфросин. Указ. соч. С. 20, 82, 110.