Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/273]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
но бо дело се и чистых рукополагаемых". Но он все же делает исключение для тех
"новых" священников, которые кровь свою излиют за старое благочестие и тем
добавочно освятятся Высшим рукоположением, и "будет оттоле поп совершен:
литоргисав, и причащает невозбранно" (892). Трудность найти таких
священников, которые пострадали за веру и все же остались на свободе, заставляет его снять
и это ограничение, и он заменяет это мученичество добавочным покаянием:
"Чаю, егда новик [то есть священник нового рукоположения после 1666 года]
оплачет себя стонаше, призовет духовное действие и в комкании" ["комкание"—
причастие, от латинского communicatio]255. Наконец, Аввакум признавал
действительным и крещение, совершенное даже "не раскаявшимися никониянскими
попами", но советовал после этого прочитать добавочные молитвы, но не
перекрещивать таких младенцев (943). Вопрос нового священства и признания
действительности совершаемых ими таинств остался для Аввакума все же наиболее
трудным, и нередко он дает несколько противоречивые советы в разных
посланиях, даже написанных, видимо, в одно и то же время, что и не было
удивительным ввиду сложности положения старообрядцев.
Ввиду немногочисленности священников, сохранивших полную верность
старому благочестию, и почти полного отсутствия церквей, в которых они могли бы
совершать богослужения, особенно острым и важным для старообрядцев стал
вопрос возможности совершения таинств исповеди и причастия. Проблему
исповеди Аввакум решил, внося в православную практику новые и весьма необычные
черты. За неимением священника он советовал исповедоваться у благочестивых
и сведущих в церковных делах мирян. "Есть в правилах,—пишет,—повелевает ис-
поведатися искусному простолюдину, нежели невеже попу, паче же еретику"
(831). Но протопоп вразрез с православным русским обиходом полагал, что
такая исповедь дает человеку не только нравственное облегчение, но и может
почитаться за таинство, так как при этом каящемуся отпускаются грехи.
"Исповедайте друг другу согрешения, по Апостолу, и молитеся друг о друге яко
исцелите", — добавляет он, давая этим понять, что такая исповедь полностью
заменяет исповедь у священника. Не менее необычны были его советы и для
причастия, для которого он рекомендовал в отсутствие священника пользоваться
заранее полученными из благочестивой церкви запасными дарами. "Аще нужда
приведет, и причаститься без попа можно святым комканием", — советовал он и
предписывал совершать при этом даже особую короткую домашнюю службу, во
время которой верующие миряне должны были кадить, класть поклоны и читать
полагающиеся при причастии молитвы (831—832). Он, несомненно, понимал, что
вводит в жизнь своей заочной паствы и вообще последователей старого
благочестия весьма необычные в православной жизни нравы и обряды, которые по
существу были гораздо большим отступлением от устава, чем сами "никониян-
ские" новшества, но он советовал их лишь как временное, преходящее исключение
ввиду "нынешнево, настоящево огнеопального времени".
В этих постоянных и настойчивых поучениях и советах Аввакума
слышится не только вождь церкви, учитель, защитник и проповедник праведной в его
глазах веры, но и духовник, сердцу которого близки и важны интересы его духовных
детей. Число их у него было очень велико и исчислялось многими сотнями,
если не тысячами. Авторитетный и уверенный тон протопопа, его сильная воля, вни-
Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 138.
272