Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/253]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
поздно и были почти все перебиты. Никанор и вождь мирян, видимо разиновец,
казак Самко были повешены. Перед казнью Никанор, по данным С. Денисова,
смело заявил воеводе: "Не боюсь я тебя, ибо и самодержца душу в руце своей
имею"214. Немало и других защитников Соловков погибло в страшных мучениях
от рук палачей.
Почти что десятилетнее стояние Соловков за старую русскую веру
произвело очень сильное впечатление на всю Россию и особенно на преданное традиции
население Севера и Востока России. Еще в середине XIX века на Севере и
среди казаков продолжали петь песни о Соловецком стоянии. В одной из песен,
рассказывающей о посылке воевод против монастыря, как бы от имени царя
говорилось:
Ты ступай ко морю синему
к острову ко тому ко большому
к монастырю ко честному, к Соловецкому,
ты порушь веру старую правую,
поставь веру новую неправую215.
Действительно, в умах людей старой веры осада Соловков была ничем иным,
как лишним проявлением попыток епископов и царя ввести в России вместо древ-
лего православия новую, наполовину греческую, наполовину латинскую веру.
Поэтому на Севере России, где падение обители тяжело переживалось
большинством населения, оно вызвало большое религиозное напряжение и большую злобу
против людей нового обряда. Кроме того, немало соловецких монахов, успевших
оставить монастырь до его падения, сыграли значительную роль в религиозной
радикализации Поморья. Спасшиеся при разгроме монастыря и разбредшиеся по
Северу монахи, как, например, старцы Игнатий, Савватий, Евфимий, Иосаф и
другие, составили в Поморье наиболее упорные кадры распространителей старой
веры216. Некоторые из них стали проповедниками самосжигания, а Савватий
даже принял участие в московской попытке 1682 года вернуть все Русское
государство к старой вере. Через несколько десятков лет после осады монастыря выгов-
ский старообрядческий вождь Семен Денисов составил эпическое описание
Соловецкого стояния за веру, в котором он восхвалял монахов и говорил, что они
были:
мужи чюдного и высокого жития,
мужи храброго и крепкого терпения217.
Религиозная радикализация беломорских областей, происходившая с
одновременным ростом противоправительственных настроений, началась уже во
время Соловецкой осады. "Воры, сотник Исачко Воронин, да кемлянин Самко
Васильев", по-видимому, бывшие участники разинского восстания, проникшие в
монастырь еще до начала его блокады Мещериновым, "про великого государя
говорят такие слова, что не только писать, но и помыслить страшно",—показывал
один из перебежчиков218. Эти "воры" запрещали молиться за царя, выскребли из
214 Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких // Есипов Г. В. Раскольничьи дела
XVIII столетия. Т. II. СПб., 1863. С. 27.
2,5 Соловьев СМ. VII (XIII), 162
216 Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких. С. 47—50; Досифей (Немчинов),
архим. Указ. соч. Т. III. С. 162.
217 Семен Денисов. История о отцех и страдальцах соловецких. С. 5.
218 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 329; АИ. Т. IV. С. 532.
252