Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/244]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
30. Казни и тюрьмы: 1670—1676
чавшейся царицей Марьей Ильиничной. Но для пресечения сношений пустозер-
ского центра с Москвой и особенно с начавшим волноваться Доном на Север для
соответствующих увещеваний, расследований и, в случае надобности, наказаний
был послан стрелецкий полуголова Иван Елагин170. По прибытии в Мезень
полуголова сразу же принялся за дело. После энергичных внушений сыновья
Аввакума покаялись и согласились принять новый обряд. Упорный юродивый Федор,
которого Аввакум недаром называл своим любимым духовным сыном, наотрез
отказался от всякого примирения с новыми книгами и уставами и был повешен
сразу же. Луку та же участь постигла на обратном пути Елагина из Пустозерска в
Москву.
Прибыв в Пустозерск, стрелецкий полуголова потребовал, чтобы все четыре
ссыльных приняли трехперстное крестное знамение, новый символ веры и
другие обрядовые новшества. Не сдавшиеся на увещевания собора пустозерцы,
конечно, не реагировали и на аргументы и угрозы Елагина. Тогда 14 апреля на
Фоминой неделе, в четверг, как это записал Аввакум, "по приказу цареву, полуголова
Иван Елагин взял из тюрьми протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона
Федора и старца Епифания и шли они до уреченного места на посечение, где плаха
лежит и мучительная вся готова, и палачь готовитца для посечения их. Они же ни-
како не унывше, вкупе народ благословляли и прощались, светлым лицом, веселы
в своем благочестии непоколебимо стояли и за отеческое предание смерть при-
имали, а к народам говорили: не прельщайтесь Никоновым учением! За истину
страждем и умираем!"171 Но на этот раз им еще не пришлось умереть. Аввакум был
снова пощажен, а Епифанию, Лазарю и Феодору полуголова приказал "за их
речи языки резать, а за крест руки сечь".
После этой "пустозерской казни" режим всех четырех был совершенно
изменен. До этого они жили в избах местных жителей, постоянно общались
между собой и встречались с местными обитателями и путешественниками. Теперь
же их поместили каждого в отдельности в закопанные в землю срубы-землянки,
выход из которых был забит и засыпан, чтобы узники не могли выходить из них
и общаться. Условия в этих тюрьмах-землянках были, конечно, ужасные. Епифа-
ний оставил печальное, но красочное описание своего заключения: "Я ныне в
темнице, яко в гробу сижу, — жив землею погребен, всякую нужду терплю
темничную, дым горькой глотаю, глаза дымом и копотью, и всякою грязию выело. Одна
темница—то и церковь, то и трапеза, то и заход. А клопы жива хотят съесть и черь-
вям не хотят оставить"172.
Только небольшое окно, вделанное в стене землянок-тюрем, которое
служило для передачи еды и отхода дыма, позволяло им говорить со стражей и видеть
небольшой кусочек окружающего полярного мира. Позже эти окна были
расширены, так что узники украдкой снова могли иногда общаться друг с другом и
даже вместе обсуждать свои сочинения и спорить. Несмотря на эти ужасные
условия заключения, все четыре пустозерских мученика создали в своих подземных
темницах значительное количество богословских и литературных сочинений,
среди которых были и такие шедевры древнерусской литературы, как
автобиографии-жития Аввакума и Епифания.
170 РИБ. Т. 23 (Дела Тайного Приказа). С. 1273.
171 Аввакум. Сочинения... С.713—714; Робинсон Л.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195.
172 Робинсон Л.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195.
16*
243