Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/236]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
29. После собора. Годы последних надежд: 1667—1670
признавая их святость, должна признать и почитаемые ими обряды. Этот аргумент
во время собора 1667 года уже приводился и Аввакумом и, конечно, не мог быть
опровергнут русскими и греческими иерархами143. Вся аргументация составителя
челобитной старца Геронтия была так логична, обстоятельна и подробна, что она
легла в основу почти что всех дальнейших богословских писаний старообрядцев.
В заключение и от имени всех монахов автор челобитной умолял царя "не изме-
няти и не потрудовать" православную веру и обещал за братию, что пусть "огню
и мукам нас те новые учителя предадут, или на уды рассекут, но убо изменить
апостольского прореченного и отеческого предания не будем во веки. Великий
государь царь смилуйся пожалуй-ста!"144
Выдержанный, но твердый тон челобитной и высылка монахами царских
посланцев показали правительству, что справиться с Соловками вовсе не так
просто. От уговоров оно перешло к санкциям. Указ 27 декабря того же, 1667 года
извещал Соловки о конфискации правительством всех имуществ, принадлежавших
монастырю на материке, в Москве, на Севере и на берегах Белого моря, в том
числе всех сельскохозяйственных угодий, монастырских сел, соляных
промыслов и складов товаров145. Решение начать пока что хотя бы экономическую и
финансовую войну с монастырем было принято Москвой, конечно, с тяжелым
сердцем. В течение двух столетий Соловки были главным форпостом России на
Севере и единственной серьезной крепостью на Белом море, которая
прикрывала северо-восточную границу со Швецией и Финляндией и единственные
открытые морские пути из России на Запад. Культурное и хозяйственное значение
монастыря, этого оплота русской веры и традиции и главного экономического
центра во всем районе Белого моря, было совершенно исключительным. Еще в
1664 году монастырь послал царю добровольно 20 000 рублей—громадную по
тому времени сумму, равную годовому жалованию 5000 офицеров и воинов,—за что
правительство освободило монастырские предприятия от налогов146. В самом
монастыре число трудников достигало в эти годы 700 человек, а кроме того,
тысячи людей работали на сельскохозяйственных и рыбных угодьях и промыслах,
принадлежавших Соловкам147. Не будет преувеличением сказать, что Соловки
доминировали над всем хозяйством Беломорского края. Военное значение
монастыря как крепости было не меньшее. На его почти что неприступных стенах и
башнях были десятки пушек, а в его складах находились громадные запасы оружия,
пороха и продовольственных припасов. Даже после его взятия в результате
долголетней осады воеводы царя нашли в монастырских складах достаточно хлеба
для прокормления гарнизона в тысячу человек в течение одного года148.
Видя непоколебимую верность соловецкой братии старой вере,
правительство летом 1668 года начало военную блокаду монастыря. Во главе братии стоял
Никанор, бежавший из Москвы и прибывший на остров уже 20 октября 1667 го-
143 Аввакум. Сочинения... С. 58—59.
144 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 262.
145 ДАИ. Т. V. С. 340; ААЭ. Т. IV. С. 211-212.
146 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ста-
вропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1853. Т. I. С. 143; Т. III. С. 151 — 159;
Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев...// Православный собеседник. 1880.
№ 5. С. 66.
147 Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев... // Православный
собеседник. 1880. №5. С. 69.
148 Досифей (Немчинов). Указ. соч. Т. I. С. 152—153.
235