Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/230]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
28. Собор патриархов 1666—1667 годов
"по солонь" (по движению солнца), то Дионисий совершенно неожиданно увлек
греческих патриархов и остальное греческое духовенство в обратном направлении,
навстречу русской процессии. Произошли замешательство и довольно резкий
спор между русскими и греческими архиереями. Наконец сам царь вмешался в
конфликт между русскими и греками, предложив, чтобы и русские пошли вслед за
гостями, оставив старинный русский обычай ходить посолонь, который, кстати
сказать, русские, конечно, унаследовали из ранневизантийского обряда120.
Постановлениями собора были запрещены следующие русские церковные
сочинения:
1) Повесть о Белом Клобуке, в которой писалось о том, что после
предательства православия греками на Флорентийском соборе и падения
Константинополя защита церкви стала обязанностью русского народа и в которой говорилось об
исторической роли Руси, Третьего Рима, где "слава Св. Духа воссия"121.
2) Постановления Стоглавого собора 1551 года, который официально
подтвердил правильность тех особенностей, которые отделяли русский обряд от
новогреческого. Это осуждение Стоглавого собора, видимо, казалось грекам
особенно важным, так как оно неоднократно повторяется в Деяниях122.
3) Житие преп. Евфросиния, в котором оправдывалось ныне запрещенное
двукратное пение аллилуйя123.
Мелочность греков дошла до такой крайности, что собор даже запретил
писать на иконах лики русских митрополитов Петра и Алексея в белых клобуках124.
Эти резолюции явились своего рода историко-философским реваншем для
греков. Они отомстили русской церкви за упреки по поводу Флорентийского
собора и разрушили этими постановлениями все обоснование теории Третьего
Рима. Русь оказывалась хранительницей не православия, а грубых богослужебных
ошибок. Миссия России охранять православие была объявлена несостоятельной
претензией. Все осмысление русской истории менялось постановлениями
собора. Православное русское царство, предвестник грядущего царства Св. Духа на
земле, превращалось просто в одну из многих монархий—простое государство,
хотя с новыми имперскими претензиями, но без особого освященного Богом пути
в истории.
Читая эти деяния собора, историк не может отделаться от неприятного
чувства, что и лица, составлявшие текст постановлений этого
полугреческого-полурусского собрания, и принявшие их греческие патриархи формулировали эти
решения с нарочитым намерением оскорбить прошлое русской церкви. Так,
например, параграф, относящийся к осуждению Стоглавого собора, говорит о том,
что решение закрепить в России двуперстное крестное знамение и сугубую
аллилуйю было "писано не рассудно простотою и невежеством". Сам митрополит Ма-
карий, бывший душой собора 1551 года, также был обвинен в невежестве, так как
он не считался с греками:
"Зане той Макарий митрополит, и иже с ним мудрствоваша, невежеством
своим безрассудно, якоже восхотеша сами собою, не согласяся с греческими и с древ-
120 В. М. К. [Карлович B.M.J. Исторические исследования, служащие к оправданию
старообрядцев. Т. I. M., 1881. С. 61.
121 Материалы для истории раскола... Т. II. С. 237, ср. 28.
122 Там же. С. 220-222, 390, 394, ел.
123 Там же. С. 279.
124 Там же. С. 253.
229