Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/222]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
27. Русский собор 1666 года
На соборе же он отзывался не менее резко о "начальнейших правителях...
церкви" и не стесняясь епископского присутствия "изблева яд змеинный от уст
своих и отрыгнул слово злоклеветное и ложное... на святейшие патриархи греческие"85.
Не более успешны были отцы собора в своих уговорах протопопа Аввакума.
Его привезли в столицу еще 1 марта, где на Крутицком подворье восемь дней
подряд его уговаривали сам митрополит Павел и другие члены собора. В Москве в эти
дни ему удалось повидать своего верного друга—боярыню Морозову. Они
смогли поговорить два дня, многое обсудить и дали взаимное обещание: "Како
постражем за истину, и аще и смерть приимем—друг друга не выдадим"86. Затем его
отвезли в Пафнутьев монастырь, где он в цепях просидел до открытия соборных
совещаний87. Однако, хотя игумен монастыря Парфений, по словам Аввакума,
девять недель мучил протопопа, говоря ему: "Приобщися нам", узник все же мог
получать от боярыни Морозовой "потребная" для пропитания88. Знакомство с
царем и доброе отношение к нему и самого Алексея Михайловича, и царской семьи
и теперь и позже ставили Аввакума в привилегированное, по сравнению с
другими узниками, положение. 13 мая протопопа привезли в Кремль в Крестовую
палату, и он предстал перед лицом собора. Там, как писал он сам, "стязавшася со
мною от писания Иларион Рязанский и Павел Крутицкий [Сарский и Подонский].
Питирим же яко красная девка, нишкнет—только вздыхает... и лаяше меня
Павел и посылаше к черту"89. Не добившись от непреклонного подсудимого
никакого покаяния, собор осудил его, постановил лишить сана и предать проклятию.
Прямо из Крестовой палаты его отвели в Успенский собор, где он вместе с
Никитой и Феодором был лишен сана и предан анафеме. В свою очередь,
отлученные от церкви прокляли отлучавших. Через семь лет, в Пустозерске, протопоп
вспоминал эту трагическую для осужденных и для русской церкви сцену: "По
херувимской в обедни остригли и проклинали меня, а я, сопротив их, врагов Бо-
жиих проклинал... мятежно силно в обедню ту было"90. Все три расстриги были
отвезены в Никольский Угрешский монастырь под Москвой, где 2 июня Феодор
и Никита в конце концов раскаялись и подписали требуемые от них грамоты91.
Таким образом, Аввакум оказался единственным представителем оппозиции,
отказавшимся склониться перед авторитетом русского собора и продолжавшим
"мятеж" против иерархии. Лазарь не был еще привезен из Мезени на собор, но 17 июня
собор заочно осудил его за его мятежные челобитные92.
85 Там же. Т. II. С. 92-93; Т. I. С. 414; Деяния Собора 1666-1667 г. //ДАИ. Т. V. С. 481.
86 Аввакум. О трех исповедницах слово плачевное // Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное, и другие его сочинения / Ред. Н.К.Гудзий, В.И.Малышев и др. М., 1960. С. 298. (Далее:
Житие протопопа Аввакума...).
87 Аввакум. Сочинения... С. 708.
88 Аввакум. О трех исповедницах слово плачевное // Житие протопопа Аввакума... С. 299, 328.
89 Там же. С. 328.
90 Аввакум. Сочинения... С. 198; Материалы для истории раскола... Т. II. С. 81—82.
91 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 417—419.
92 Деяния Собора 1666-1667 г. //ДАИ. Т. V. С. 465.
221