Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/220]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
27. Русский собор 1666 года
счастью, его не заставили возвести анафему на старый русский обряд и
двуперстие, чем и облегчили его "равнение" по общему соборному фронту76.
После того как епископат и собор утвердили свое единство и приняли
"вопросы", вернее кондиции царя, начался разбор дел представителей мятежа
церковного. Многие из них заранее, до собора, согласились покаяться и
подчиниться авторитету церкви и только затем предстали перед собором. Это были
захваченный в чернораменских лесах Керженца старец Ефрем Потемкин,
соловецкий старец Герасим Фирсов, архимандрит Антоний Муромский, иеромонах
Авраамий из Лыскова на Волге (не смешивать с юродивым Афанасием, в
монашестве Авраамием), игумен Сергий Салтыков, старец Боголеп, в миру князь
Львов, протопоп Серапион Смоленский и друг Неронова и епископа
Александра игумен Феоктист77. Все они не решились порвать с матерью-церковью и, как
Неронов это сделал еще раньше, согласились подчиниться иерархии, чтобы
избежать суда собора. После этого они были разосланы по монастырям под надзор.
Несмотря на резкости в спорах и "сильно мятежное" настроение под конец
заседаний при расстрижении Аввакума и его товарищей, весь собор в общем
прошел в сравнительно мирных тонах. Пример епископа Александра Вятского
увлек других в конце концов раскаявшихся оппозиционеров. Увещевания
епископата часто носили очень мирный характер, и общий тон подсказывался не духом
осуждения старого обряда, а признанием законности нового обряда и
необходимостью сохранения единства церкви. Несмотря на отдельные бурные
инциденты и окончательное осуждение нераскаявшихся, со стороны иерархии и двора
сказывалось определенное желание примирения. Заключительное воззвание собора,
принятое на его последнем заседании 2 июля, ничего не говорило о старом
обряде, ничего не осуждало и ничего не предавало анафеме. Это "наставление
благочиния церковного" было лишь общим решением о "врачевстве душепагубно-
го вреда... сиречь о утолении мятежа от помяненных раскольников"78. Проведенные
при патриархе Никоне правки книг признавались правильными, и советовалось
креститься тремя перстами и применять новые молитвы. Только в случае
непослушания церкви и продолжения мятежа ослушники объявлялись отцами
собора за мятежников. "Аще же кто... не послушает, хотя во едином чесом повелева-
емых от нас, или начнет прекословити... мы таких накажем духовно; аще же и
духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесная
озлобления"79. Неосуждением старого обряда и сравнительно мягким
обращением с ослушниками, которые, как например Аввакум (с Морозовой), даже во
время собора могли общаться и совещаться со своими друзьями, русский епископат
как бы намечал дорогу к примирению, что и сказалось в значительном успехе
увещеваний. Аввакум оказался в конце концов одиночкой в своем неповиновении
авторитету собора, и известное успокоение было достигнуто. Правда, пламя
борьбы могло снова вспыхнуть каждую минуту, так как многое осталось
недоговоренным, но могло и так случиться, что русские епископы в конце концов
договорились бы со своими же русскими защитниками старого устава.
76 Деяния Собора 1666—1667 г. //ДАИ. Т. V. С. 447; Материалы для истории раскола... Т. II. С.
79; Дело о патриархе Никоне. С. 257.
77 Деяния Собора 1666—1667 г. //ДАИ. Т. V. С. 542, 455, 457—458; Материалы для истории
раскола... Т. V. С. 11; Т. U.C. 5, 109, 116-117.
78Деяния Собора 1666-1667 г. //ДАИ. Т. V. С. 458.
79 Там же. С. 458; Материалы для истории раскола... Т. II. С. 143.
219