Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/217]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
pa 1666—1667 годов, беззастенчиво наживавший деньги, сначала прислуживаясь
перед Никоном, потом перед царем, и несколько раз ездивший по поручениям
царя к восточным патриархам, дьякон Мелетий, был тоже умным, ловким,
начитанным, талантливым, но беспринципным и нечестным авантюристом. В
Москве его позже очень основательно подозревали и даже прямо обвиняли в подделке
патриарших грамот63. Помимо церковной дипломатии и наживы на
путешествиях и на прислуживании царю и патриарху, он вместе с Лигаридом крупно
зарабатывал ростовщичеством, ремеслом вряд ли подходящим для церковного
деятеля64. Другом этих церковных авантюристов, Лигарида и Мелетия, был грек
дьякон Агафангел, человек значительно более мелкого масштаба. В свободное от
церковных дел время он занимался виноторговлей, пивоварением и
организацией игорных притонов. Однажды во время азартной игры он проиграл не только
все деньги, но и одежду и волей обстоятельств был "вынужден" украсть у
соседа-священника изрядную сумму денег65.
Зато гораздо более оригинальным и сильным человеком был греческий
архимандрит Дионисий, написавший одно из первых сочинений против
сторонников старого обряда66. Помимо любви к богословию он отличался и склонностью
к содомии, занимаясь ею даже в церкви. Этим он дал в руки своих врагов
сильное оружие для обличения всего собора и его деятелей67. Будучи человеком таких
самых разнообразных вкусов, он помимо дел церковных и личных страстей
занимался правкой книг и педагогической деятельностью68. Сами восточные
патриархи, приехав в Москву, горевали, что греческую церковь там представляли
такие, выражаясь мягко, сомнительные личности. Патриарх Иерусалимский до
тех пор не мог простить Лигарида, пока тот не выпросил для него у царя
значительную партию соболей и крупную сумму денег69. Почти все эти авантюристы
приехали в Москву еще по приглашению патриарха Никона, ничего не знавшего о
их внецерковной деятельности. Сейчас же после его опалы они бросили своего
покровителя и, перейдя на сторону царя, причинили Никону немало горя70.
Наконец, не менее странную роль богословского консультанта и
редактора протоколов собора играл уже упомянутый пиит Симеон Полоцкий. Как
воспитатель царских детей и придворный одописец он имел постоянный доступ к
государю и, конечно, мог оказать большое влияние на весь процесс
подготовки и деяний собора. Его записи "деяний" собора, написанные не славянским,
а латинским шрифтом на очень странном полурусском-полупольском языке,
свидетельствуют, как далек был ему весь уклад и дух русской церкви и как
глубоко вкоренилась в его казуистическом уме прежняя польско-латинская
культура и полупольская выучка киевской академии. Редактируя "деяния", он
нисколько не постеснялся заменить речи царя и митрополита Питирима
собственными напыщенными сочинениями и вычеркнул ряд протоколов важ-
63 Там же. Т. I. С. 143; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович... Т. II. С. 306.
64 Гиббенет H.A. Указ. соч. Т. II. С. 6.
65 Там же. С. 7.
66 Каптерев Н.Ф. О сочинении против раскола иверского архимандрита грека Дионисия //
Православное обозрение. 1888. № 7. С. 1— 32; № 12. С. 33—70.
67 Аввакум. Сочинения... С. 751—754; Материалы для истории раскола... Т. VI. С. 244—247.
68 Материалы для истории раскола... Т. V. С. 138.
69 Письмо патриарха Досифея, полученное в Москве 10 февраля 1670 года, см.: ЗОРИСА. 1862.
Т. II. С. 600-607.
70 Гиббенет H.A. Указ. соч. Т. I. С. 140, 427.
216