Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/213]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
пока сидел довольно тихо, пристально присматриваясь к событиям в Москве. В
течение всей своей долгой и полной миссионерских трудов и приключений
жизни ему удалось избежать тюрьмы и ссылки, и после собора 1666—1667 годов он
стал самым способным и удачливым организатором церкви "старой веры".
Недалеко от Тихвина, вокруг озера Онеги, также проживали еще малоизвестные, но
вскоре прославившиеся своими писаниями и трудами противники
"никонианства". По всей вероятности, самым необычным из них был старец Корнилий,
родившийся, по преданию, около 1570 года, живший при всех русских патриархах
и скончавшийся ста двадцати пяти лет от роду в Выговской пустыни, которую он
и основал. Он начал свою монашескую карьеру в начале века при Капитоне,
потом ушел от него и долго жил в Москве, где долгие годы был при патриархе
Филарете. После правки книг, чтобы "избежать соблазна и погибели", Корнилий ушел
в онежские леса и уже больше не возвращался в столицу48. Вместе с Корнилием
в последние годы перед собором 1666—1667 годов проживал и бывший
соловецкий инок старец Епифаний, будущий духовник Аввакума по Пустозерску и
автор многих трудов, в том числе и замечательного жития-автобиографии. Живя в
скиту Корнилия, он писал челобитную—обличение на царя. Одно время он жил
на Виданьском острове на реке Суне со старцем Кириллом, таким же
"адамантом" старых русских церковных традиций, как и он сам49. Недалеко от них жил
строитель Курженской пустыни старец Евфросин50. Помимо них в этой русской
северной Фиваиде в отдельных скитах и пустыньках проживало еще очень
большое количество других иноков, которые в громадном большинстве твердо
держались старой веры. Они все время внимательно присматривались к тому, что
происходило в Соловецком монастыре, самой влиятельной и самой большой обители
Крайнего Севера России.
После того как соловецкий монастырский собор 1658 года постановил
служить только по старым книгам, братия упорно сопротивлялась
многочисленным попыткам правительства ввести новый обряд и отклонила все предложения
соглашения с руководством церкви. В 1663 году новый монастырский собор
подтвердил постановления 1658 года и запретил монахам принимать "никонианские
нововведения" под запретом строгих наказаний и епитимий. Настоятель
монастыря архимандрит Варфоломей сам склонялся к старой вере, но он был
недостаточно сильной личностью, чтобы твердо определить свои позиции и повести за
собой монастырь. Поэтому главой оппозиции традиционалистов сделался
архимандрит Никанор, бывший монах монастыря, в течение нескольких лет
бывший настоятелем Саввинского Звенигородского монастыря. В 1660 году под
видом ухода на покой Никанор вернулся в свою старую обитель, призывая монахов
не принимать новых книг. Правительство действовало в отношении Соловков с
большой осторожностью, считаясь не только с его командующим положением на
48 Максимов СВ. Рассказы из истории старообрядчества. СПб., 1861. С. 5; Житие Корнилия.
49 Житие Епифаниясм.: Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 53—63; ЛЗАК. Т. 24. С. 229—
256; см. также: РобинсонЛ.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. М., 1963.
С. 179, 203 и ел.; Zenkovsky S.A. Der Munch Epifanij und die Entstehung der altrussischen Autobiographie//
Die Welt der Slawen. 1956. Bd. 3. S. 286-289; Idem. The Confession of Epiphany. A Muscovite Visionary//
Studies in Russian and Polish Literature. Cravenhage, 1962. P. 46—71; Зеньковский С. Житие духовидца
Епифания // Возрождение (Париж). Т. 173. 1966. № V. С. 108—126; [Зеньковский С.А. Житие духовидца
Епифания (Из истории старообрядческого движения) // Вестник РСХД. 1995. № 171. С .43—70].
50 Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 308.
212