Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/211]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
ской экзальтации и эсхатологических предчувствий, конечно, ярче всего
сказывалось среди последователей "лесных старцев", перекочевавших в начале 1650-х
годов во главе со своим вождем Капитоном из костромских пределов в вязников-
ские леса около Владимира, на юг от Волги. После начала правки книг они
могли уже с еще большей убедительностью говорить о наступлении последних дней,
пришествии Антихриста и предательстве иерархов. В середине 1660-х годов в
вязниковских лесах вокруг озера Кшаро образовалась целая колония "лесных
старцев", странников, монахов и монахинь и вообще всякого люда, проникнутого
предчувствием-пщхода Антихриста,, Число их исчислялось в сотнях, а может
быть, и тысячах. Они не ходили в церковь, не причащались, скрывались от
светских и церковных властей. Сам Капитон к этому времени, видимо, уже умер, но
движение возглавляли его "достойные преемники": бывший студент в "парижь-
стей академии" Вавила, "дивный" Леонид, муромец Василий Волосатый,
старицы Капитолина и Евпраксея и другие славные "железноносцы". Все это
странное общество проживало в лесных норах, келейках и избах. Помимо вязниковских
лесов эти фанатики—отщепенцы от церкви проникают в вологодские и
костромские леса, нижегородские, суздальские и муромские пределы37. Их духовная
напряженность доходит до крайних пределов и дает возможность развиться
ужасному обряду духовного спасения самоубийством. Если их учитель Капитон
проповедовал укрощение плоти самым жестоким постом, который по средам,
пятницам и даже субботам выражался в полном отказе от пищи, то теперь Вавила,
Леонид, Василий Волосатый и другие уже проповедовали постоянный пост с
полным воздержанием от еды, то есть самоубийство голодом. Группами в
десятки и сотни человек эти изуверы-морильщики запирали себя в избы или норы,
чтобы избежать соблазна спасения жизни и там держались полного поста до
последнего издыхания38. Сами вожди этого движения большей частью не участвовали в
этих массовых смертях от добровольной голодовки, чтобы дальше нести свою
ужасную проповедь. Они доказывали спасительность этих "самоубийственных
смертей" ссылками на пример святых мучеников: "Мы-де сей путь Лукиана
мученика проходим",—говаривал Вавила со своими товарищами39. По словам св. Иоанна
Златоуста, этот Лукиан был в 312 году при императоре Максиме действительно
замучен голодом в своей тюрьме, так как не захотел поклоняться языческим
богам40. Другие проповедники очищения через самоубийство приводили пример
св. Домнины и ее дочерей Ксении и Проскудии, бросившихся в реку ради
спасения своих душ от соблазна, и святой мученицы Софронии, которая, спасая свою
честь, сама себя убила ножом41.
К 1665 году эти зловещие учителя мрачной веры придумали еще более
ужасный и действенный способ очищения от грехов страшной огненной смертью. "В
Нижегородском уезде в кельях чернецы, когда пришли стрельцы, запершись в
кельях зажгли их и сгорели",—показывал царским властям на съезжей избе в Вяз-
37 ЛЗАК. Т. 24. С. 329—334; Виноград Российский. Гл. 10; Евфросин. Указ. соч. СП.
38ЛЗАК.Т. 24. С 331.
»Там же. С. 331.
40 MigneJ.P. Patrologiae cursus completus. Series Grecae. Vol. XIV. Paris, 1864. P. 398—415; Delahaye
Hyp. Les Passions des Martyrs et les Genres Literaires. Bruxelles, 1921 ; Idem. Les Origines du culte des
Martyrs. Bruxelles, 1912. P. 460; О'Healy Patrick. Lucian of Antioch//The Catholic Encyclopedia. Vol. IX. New
York, 1910. Византийский Лексикон Свиды (Suida), видимо, спутал св. Лукиана с греческим
писателем Лукианом, описывающим самосожжение философа Перегрина.
41 Евфросин. Указ. соч. С. 22.
210