Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/209]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
же уже во время собора. Посланный царя, по поручению Алексея
Михайловича предложил Аввакуму: "Пожалуй-де послушай меня [государя]: соединись со
вселенскими [патриархами] теми хотя не болшим чем", т. е. царь, видимо, готов
был признать справедливость и возможность пользоваться хотя бы частью
старого обряда28. Но как раз видя, что собор приближается, несмотря на все уговоры
царя и его посланцев не обострять отношений между руководством церкви и
противниками правки книг, Аввакум шел напролом. Он, видимо, боялся, что
потеряет время, что вопрос будет решен в пользу нового устава, если он не будет
настаивать и воевать.
Сила протопопа лежала в большом числе его духовных чад, которых этот
твердый и властный духовник и тонкий психолог умел без колебаний вести за собой.
В то время как у большинства духовников бывало двадцать или тридцать
духовных чад, у протопопа Аввакума их было, как он сам признавался, пятьсот или
шестьсот, и, конечно, всех их он уверенно вел на защиту старой веры. Дом
боярыни Феодосьи Прокопьевны Морозовой, в котором Аввакум остановился, стал
штаб-квартирой традиционалистов. Сама Морозова, ее сестра княгиня Евдокия
Урусова и их друзья были слепо преданы Аввакуму и верны старому обряду.
Часто ходил Аввакум и к Федору Ртищеву, который устраивал у себя споры о вере.
Проповедь старой веры шла по всему городу; в церквах, где служили старые
друзья протопопа, на площадях, на улицах Москвы. Очень помогали протопопу и
московские юродивые "блаженный Киприян, многострадальный Федор и трудник
нелепостей Афанасий", как их называл игумен Феоктист29. Сам Аввакум
широко пользовался помощью юродивых, которых любил и почитал народ; он делал
из них своих глашатаев и проповедников и говорил, что их надо уважать "яко
ангелы" и что их голос надо считать за "глаголы" самого Бога, говорящего устами
этих святых людей30. В Москве они жили при дворе на средства царя Алексея31. Ки-
приан не только везде "свободно укорял новопреданные догматы", но и, бегая за
царской колесницей, кричал: "Добро бы, самодержавный, на древнее
благочестие вступити!"32
Юродивый Федор передавал послания Аввакума царю и однажды даже не
постеснялся сказать Аввакуму, "что царь-де тебя зовет" и привести его в церковь к
царю, когда Алексей Михайлович просто послал несчастного, но
безбоязненного юродивого домой. Там, в церкви, этот добровольно принявший на себя подвиг
юродства Федор "стал перед царем юродством шаловать". Эти "шалости"
Федора и упорная пропаганда Аввакума окончились тем, что царь на протопопа
"кручинен стал". К царю присоединились и бояре, которым протопоп, как раньше
Неронов, надоел своими поучениями и нравоучениями. "Ты нас оглашаешь
царю,—жаловались они самому Аввакуму,—и в письме своем бранишь, и людей
учишь ко церквам, к пению [богослужению] не ходить"33. Окончилось это тем, что
в конце августа того же 1664 года, всего лишь через полгода по возвращении в
Москву из ссылки, деятельность протопопа в Москве окончилась. Пришедший
28 Там же. С. 61.
29 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 310.
30 Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц... С. 374.
31 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 309—311.
32 Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 143—144; Материалы для истории раскола... Т. V. С. 140—144;
Бороздин А.К. Указ. соч. Прил. С. 37.
33 Аввакум. Сочинения... С. 197.
208