Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/207]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
ность русской литургической традиции и русского богослужения, которые
поэтому не нуждались в никаких исправлениях. На более чем двухстах страницах
Никита спокойно и последовательно разобрал все правки текстов и показал, что очень
часто они сводились просто к замене одних слов и выражений вполне
эквивалентными им другими.
Зачем, спрашивал этот суздальский литургист, нужно было заменять слова
"отрочарождаеши" словами "деторождаеши", "певцы" словом "песнословцы",
"Давид" вместо "Давыд" и т. д. Приводя сотни примеров мелких придирчивых и
бессмысленных поправок, которые заменяли привычные русским ушам и умам
тексты молитв и песнопений, о. Никита Добрынин приходил к заключению, что
целью правки было внесение смущения в души русских людей, подрыв их
доверия к смыслу обряда и богослужения, замена старых православных текстов
новыми, уже испорченными латинской ересью греческими, желание поселить
"еретическую новизну"20. Эту мелочность правщиков замечали и авторы ряда других
челобитных, которые презрительно говорили о новых редакторах богослужебных
книг, подчеркивая, что была "мелка их грамматика"21.
Помимо патриарха, нападкам защитников традиции подвергались именно
правщики Печатного Двора и особенно Арсений Грек, которого за его
многочисленные отступления от веры и особенно за его переход в мусульманство называли
еретиком, иезуитом, бесерменом и жидовским обрезанцем. В глазах авторов
челобитных Арсений был главным оружием сил Антихриста, действовавших
против русской церкви22. Но постепенно росло раздражение и против старца Епифа-
ния Славинецкого и других "нехаев" (от слова "нехай"— пусть так будет, оставь),
как сторонники старого обряда стали называть киевских выходцев, которых
обвиняли в том, что они ради личных благ и выгод портили книги, подлаживались
к властям и переделывали на свой и греческий лад московское богослужение и
обычаи церкви.
В Москве центром критики правки книг и нового обряда стал дом богатой
и влиятельной боярыни Феодосьи Прокопьевны Морозовой, вдовы Глеба
Ивановича Морозова, брата Бориса Морозова, бывшего временщика и воспитателя
царя. Дочь окольничего П. Ф. Соковнина, близкого родственника и дворецкого
царицы Марии Ильиничны, она занимала самое высокое место при дворе царицы.
Она приходилась племянницей М.А. Ртищеву и двоюродной сестрой его сыну
Федору Ртищеву, который в это время стоял во главе приказа Большого Дворца23.
Ртищев хотя уже не был так близок царю, как в годы их молодости, но все же
оставался одним из самых выдающихся по положению лиц при дворе и в
правительстве. Благодаря своему родству и связям Морозова могла себе позволить в
течение долгих лет занимать независимое положение, и ее дом стал пристанищем
сторонников старой веры. В нем находили приют, защиту и покровительство
юродивые и странники, вожди традиционалистов и нередко изгнанные из
монастырей за стояние за старую веру монахи. Здесь же поселился и Аввакум, вернув-
20 Там же. Т. IV (Челобитная Никиты Дружинина).
21 Там же. Т. IV. С. 42; Т. VI. С. 109; Т. VIII. С. 115.
"Три челобитные. СПб., 1862. С. 26—27; Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 17,173 прим;
Т. I. С. 64, 150; Т. IV С. 77, 109, 161; Т. VI. С. 616, 31; Православный собеседник. 1850. Т. II. С. 588.
23 Козловский И.П. Указ. соч. С. 28 и ел.; Житие Морозовой // Материалы для истории раскола...
Т. VIII. С. 109—116; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц... С. 167—181.
206