Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/206]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
26. Церковная смута 1658—1666 годов
знаков приближения последнего отступления много, "главизны того что будет
по шести летех, уже являются"15.
Учение старца Спиридона Потемкина о секуляризации и ее опасности для
христианской культуры могло развиться из трактатов Максима Грека, в которых
тот выступал в защиту философии веры, против "внешней" философии, а также
из произведений близкого к Максиму южнорусского духовного писателя Ивана
Вышенского16, который боролся против Брестской унии и роста секуляризации
в русских землях Речи Посполитой. Эта тема секуляризации очень сближала
рассуждения Спиридона Потемкина с мыслями боголюбцев, которые, видимо,
черпали теоретические обоснования своей проповеди также из идей Максима
Грека, с которыми они могли познакомиться через архимандрита Дионисия и отца
Ивана Наседку. Для них, как и для Максима Грека, основным мотивом
деятельности было желание усилить церковные основы русской жизни и культуры.
Темой Антихриста занимался и другой друг Неронова, настоятель Златоус-
товского монастыря в Москве игумен Феоктист, писавший, как и Спиридон
Потемкин, в 1658—1660 годах. По мнению игумена Феоктиста, приход Антихриста
должен был быть только духовным, а не духовным и физическим явлением.
Антихрист не явится в личине отдельного человека, это будет духовное,
"чувственное" пришествие врага церкви, которое выразится в росте сил зла, которые, как
это казалось игумену, уже начали действовать в сердцах русских людей и
особенно иерархии17.
Другой настоятель монастыря, спасский архимандрит Антоний, который
так же, как и Спиридон Потемкин имел прочные и влиятельные связи в
правительственных кругах, со своей стороны подал царю длинную челобитную, в
которой протестовал против правки книг и высказывал свои опасения о судьбах
русской церкви18. Епископ Коломенский Александр, переведенный в 1657 году в
Вятку, выслал оттуда в 1662 году подробное послание царю в защиту старых
традиций и книг. Он указывал на всю нелепость никоновских нововведений и
правки текста книг и спрашивал царя, не должны ли русские совсем превратиться в
греков, приняв все их обычаи и нравы, которые, по его мнению, во многом
напоминают нравы язычников и римских отступников. Из нижегородских
пределов аналогичные протесты слали священники Иван Курочка и Авраамий19.
В другой обстоятельной и методологически отлично разработанной
челобитной уже упомянутый суздальский священник Никита Добрынин (Пустосвят)
детально разобрал все изменения в обряде и текстах, сделанные никоновскими
справщиками. Страница за страницей он сравнивал новые издания со старыми
и удивлялся, для чего вообще понадобились эти изменения. По мнению отца
Никиты, русская церковь уже тем отличалась от других, что она была единственной,
которую после падения Византии Господь спас от ига неверных. Оставаясь
свободной, она смогла лучше сохранить чистоту своей веры, чем греки, что,
воздавая хвалу русскому государству и русскому православию, признавали до самого
последнего времени и восточные патриархи. Эти свидетельства самих восточных
патриархов, сделанные в XVI и XVII веках, лучше всего подтверждали правиль-
15 Там же.
16 См. выше, гл. 3 этой книги.
17 Бороздин А.К. Указ. соч. С. 117; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 060.
18 Материалы для истории раскола... Т. VI. С. 256.
19 Там же. Т. I. С. 198; Т. II. С. 97, 106.
205