Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/193]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава IV. НИКОН
стия в управлении церковью и не влиял на развитие отношений между
противниками и сторонниками своих же собственных нововведений.
Неожиданный для масс народа уход патриарха от власти был на самом деле
только резкой развязкой натянутых отношений между ним и царем, которые
осложнились уже к 1656 году и особенно обострились в 1657—1658 годах. За три
года войны царь значительно возмужал, стал значительно более самостоятельным
и уверенным в своих действиях и, находясь на фронте, вдали от патриарха и
бояр, привык самостоятельно решать главные проблемы государства.
Облик Алексея Михайловича, созданный историками, как мягкого и не
очень волевого государя далеко не соответствует действительности. Правда, еще
при жизни этого второго царя Романова называли "Тишайшим", но этот
спокойный и не любивший крайностей государь в зрелом возрасте стал опытным и
умелым тактиком, умевшим без громких слов и внешних эффектов добиваться
своих целей. Вполне естественно, что, вступивши в шестнадцатилетнем возрасте на
престол, он в течение нескольких лет, пока сам не научился ремеслу правителя,
слушался своих близких советников Морозова, Вонифатьева, Ртищева, Никона
и других. Но уже и в юные годы за внешней мягкостью проступает точный
расчет, большая деловитость и аккуратность, склонность к порядку и гармонии. Эта
склонность к порядку и гармонии часто переходит в хорошо уравновешенную
любовь к красоте и даже лирическим проявлениям. Письма царя свидетельствуют
о его недюжинных писательских и несколько поэтических наклонностях.
Описание смерти патриарха Иосифа, которое сохранилось в письме царя к Никону,
поражает своей драматической силой133. В наставлениях, данных начальнику
царской соколиной охоты, сухие указания о тренировке птиц превращаются под
его пером в лирический трактат о гармонии полета и красоте движения134. В
письмах к князю Одоевскому звучит поэтическая нежность, а набор ласковых и
почтительных эпитетов в письмах к Никону свидетельствует о значительном
таланте стилиста и созидателя удачных и образных словосочетаний135. Любовь
царя к церковному обряду и церковному пению была не только религиозного, но
и эстетического порядка, а его поздняя установка на греческую традицию и
южнорусские певческие мотивы имела очень значительную художественную
подкладку. Алексей Михайлович наизусть, до мельчайших деталей знал церковные
устав и пение, и, как отмечал наблюдательный Павел Алеппский, нередко сам
поправлял певчих и церковнослужителей, когда те делали ошибки.
Но этот эстет, знаток соколиного полета и южнорусских напевов вовсе не был
мечтателем, ищущим вдохновения в поэтическом беспорядке или религиозном
экстазе. Точность, образцовый порядок, знание деталей, умение вырабатывать
планы сказываются в нем уже в годы молодости. Выше указывалось, что,
подготовляя собор 1650 года, этот двадцатилетний монарх тщательно вырабатывает
пункты, которые он хочет представить на обсуждение иерархов. Внимательно слушая
советы опытных людей и изучая государственный аппарат, он в 1640-х годах еще
производил впечатление властителя без собственного мнения. "Государь-де
молод да глуп, а глядит на все изо рта у бояр, у Морозова да у Мстиславского", —
говорили в толпе во время беспорядков 1648 года. Но в том же году проницатель-
133 Письма русских государей... С. 101.
134 Там же. С. 121.
хъьТамже. С. 126.
192