Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/168]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
19. Мечты о православной империи
году привезенные Сухановым в Москву известия о сожжении греками на
Афоне русских богослужебных книг и о своих спорах с греками взволновали русское
церковное общество44. Новаторы стали все больше думать о необходимости
пересмотра книг, антагонизм консерваторов к грекам наоборот только обострился.
К сожалению, и те и другие так же мало отдавали себе отчет о корне проблемы,
имея, как и греки, самое смутное представление об истории устава.
По своем возвращении в Москву Суханов был снова послан на Восток для
собирания старых текстов и изучения обряда. Объехав Балканы, Сирию и
Египет, побывав в Константинополе, он вернулся в Москву только 7 июня 1653 года,
когда конфликт между Никоном и его бывшими друзьями боголюбцами уже был
в полном разгаре. Привезенные им многочисленные старые книги не были
использованы позже, так как, относясь к разным периодам развития обряда, они
часто давали противоречивые сведения. Зато сведения о моральном положении
греческой церкви, убийстве Паисием константинопольского патриарха Парфе-
ния, переходе в ислам родосского митрополита и борьбе за константинопольский
престол четырех одновременных вселенских патриархов еще больше подорвали
престиж греков в глазах их противников в России45.
Но появление в Москве новых переводчиков греческих книг укрепило
позиции сторонников пересмотра обряда. Киевляне выросли на пересмотренных на
греческий лад южнорусских богослужебных книгах, привыкли видеть во вселенском
патриархе главу своей церкви. Главный из них, Епифаний Славинецкий, был
честным, компетентным и ученым монахом, и его голос казался Никону
авторитетным и беспристрастным. Для Славинецкого проблема "исправления" книг
представлялась чисто технической, и, не привыкнув к московскому обряду, он вовсе
не приходил в ужас от мысли о его переделке, как приходили в ужас старые
правщики Печатного Двора о. Иван Наседка, о. Михаил Рогов и Шестак Мартемья-
нов. Поэтому, убедившись в том, что русские книги по практическим и
богословским соображениям должны быть "исправлены", Никон нашел в Славинецком
дельного и преданного делу исполнителя.
Через несколько месяцев после своего прихода к власти патриарх поручил
Славинецкому сделать перевод деяний Константинопольского собора 1593 года,
на котором восточные патриархи согласились на создание московского
патриархата. В этих деяниях указывалось, что согласие было дано при условии
соблюдения русской церковью всех догматов православия. Никон понял это выражение
как обязательство для русской церкви согласовываться с греческой не только во
всех богословских вопросах, но и во всех деталях обряда46, и решил действовать
быстро и решительно, уже ни с кем более не советуясь. В помощь Славинецкому
был вызван пресловутый архимандрит Арсений Грек, сосланный по донесению
патриарха Паисия в 1649 году на Соловки за многократную измену православию47.
Вызов и назначение в справщики церковных книг этого квалифицированного
ренегата были большой ошибкой Никона и скомпрометировали и его самого, и его
"исправление" книг.
44 См. выше, гл. 15—16 этой книги.
45 Белокуров С. Арсений Суханов. Т. I. С. 255—256; Николаевский П.Ф. Из истории сношений
России... С. 265-267.
46 Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань,
1897. С. 33.
47 Колосов В. Старец Арсений Грек // ЖМНП. 1881. T. IX-X. С. 88-89.
167