Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/158]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
18. Новый патриарх
право бесконтрольно, без вмешательства духовенства и правящего класса бояр и
дворян проводить те реформы, которые он уже наметил. Он сам участвовал в
борьбе боголюбцев с покойным патриархом Иосифом и мог бояться, что боголюб-
цы, протопопы и сочувствующие им иерархи еще раз постараются
распоряжаться церковью вопреки желаниям патриарха. Не менее опасными могли ему
казаться и бояре вроде князя Хованского, которые жаловались царю на властный и
непокладистый характер новгородского митрополита. Он знал, что правящий
класс — боярство и дворянство — вовсе не хотел усиления влияния церкви, а
наоборот, старался сделать все возможное, чтобы поставить церковь в зависимость
от государственного аппарата, который был целиком в его руках. Теперь же,
после торжеств в честь покойных митрополитов и патриархов и публичного
покаяния царя и государства перед церковью за грехи прошлого, момент для усиления
власти патриарха был, конечно, наиболее подходящим.
Пример сильной власти и влияния патриарха в государственных делах был
совсем недавним. Дед царя Алексея, патриарх Филарет, держал себя совершенно
независимо от государственного аппарата и даже больше влиял на политику
правительства, чем сам царь Михаил. Наравне с царем патриарх Филарет носил
официальный титул Великого Государя, а не Великого Господина, как
предыдущие патриархи. Но Никон, возможно, забывал, что такое высокое и равное царю
положение Филарета как главы русской церкви было совершенно
исключительным и что оно было результатом того, что он был отцом царя. Не будет
преувеличенным сказать, что Михаил Романов был в значительной степени избран царем
потому, что его отец, Филарет, не мог сам стать царем после его
насильственного пострижения в монахи Борисом Годуновым. Избирая Михаила, земский собор
надеялся, что опытный и умный Филарет будет фактически править
государством за слабого и молодого царя. И действительно, сейчас же после своего
возвращения из польского плена Филарет стал первым лицом в правительстве и
соправителем, если не регентом, слабого и болезненного сына, царя Михаила. Никон,
видимо, думал, что молодой и податливый в ранние годы своего царствования царь
Алексей тоже согласится разделить свою власть с сильным патриархом, и
готовился уже при избрании завоевать и обеспечить за собой особое,
исключительное по своим полномочиям положение в церкви, которое позволило бы ему
позже принять участие и в делах правительства. А как этого достигнуть, он мог
научиться от своего греко-арабского приятеля Паисия, опытного в интригах
византийско-оттоманского стиля.
На открывшийся 22 июля собор Никон не явился. Этим он показывал, что
хотя он и является главным, если не единственным кандидатом, но к власти будто
бы не стремится, не хочет влиять на собор и оставляет за собой свободу действий.
Собор избрал нескольких кандидатов, представил список на утверждение
царю, и затем был вынут жребий. Жребий пал на престарелого и всеми
уважаемого иеромонаха Антония, который сейчас же категорически отказался от избрания9.
Тогда собор единогласно выбрал в патриархи Никона, и после одобрения
царя за ним на новгородское митрополичье подворье была послана особая
делегация.
Несколько раз подряд Никон отказывался от избрания и даже не захотел
идти на собор. Тогда за ним было послано особое посольство во главе с двумя ми-
9 Лполлос, архим. Указ. соч. С. 21-33; Я. А. А. Никон // ЧОИДР. 1848. № 5. С. 25.
157