Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/157]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава IV. НИКОИ
сифа, которого он жестоко и горько обидел в 1649 году, вызвала в его душе
угрызения совести и желание устраниться от церковной борьбы. Найденные после
смерти престарелого патриарха письма показали царю и его духовнику, как
глубоко был обижен патриарх тем, что его фактически устранили от руководства
церковью, и эти письма вызвали глубокое чувство раскаяния в сердце самого царя
и, видимо, Вонифатьева4. Эти переживания Вонифатьева косвенно подтверждает
протопоп Аввакум, рассказывая, что перед избранием патриарха царский
духовник долго молился и постился, прося Бога, чтобы он дал русской церкви
достойного пастыря5; позже, после избрания Никона, он совсем устранился от
участия в администрации церкви. Вместо себя Вонифатьев предложил царю избрать
в патриархи Никона6.
Предложение Вонифатьева было, несомненно, принято царем с радостью. Он
знал Никона уже пять лет, ценил его кипучую энергию, твердую преданность
церкви, строгий аскетический подход к вере, верил в его широкий ум и
административные способности. За годы управления новгородской епархией, в особенности
во время происходивших в 1650 году беспорядков Никон показал, что он был
решительным и твердым, не боявшимся опасности и ответственности
правителем7. Письма царя к новгородскому митрополиту во время поездки последнего
на Соловки лучше всего показывают, как он уважал митрополита и как он тогда
был к нему привязан.
Такие выражения в этих письмах, как "собинный друг наш, телесный и
духовный", "светлосияющий архиерей", "солнце светящее во всей вселенной", лучше
всего свидетельствуют не только о стилистических талантах царя, но и о его
глубоком и искреннем уважении к этому кандидату в патриархи. Кроме самого
царя и боголюбцев, которые, видимо, не вполне восторженно, но все же
поддержали его кандидатуру, за Никона был царский друг боярин Федор Ртищев,
заведовавшая двором государыни сестра последнего Анна Михайловна8 и другие
представители церковной партии при дворе. А главное, действительно трудно
было найти более подходящего, умного и энергичного кандидата, чем Никон.
Царь поспешил с избранием нового патриарха, так как слишком долго
затянувшийся конфликт между боголюбцами и патриаршим управлением,
естественно, нарушал нормальную жизнь церкви и не давал возможности провести
реформы, намеченные царем и боголюбцами. Церковный собор был назначен на 22
июля 1652 года, т. е. должен был состояться уже через две недели после прибытия
Никона с телом митрополита Филиппа в Москву. Несмотря на чувства царя и
записку боголюбцев, рекомендовавших его на пост патриарха, Никон, видимо, все
же боялся их оппозиции в последнюю минуту перед собором, чтобы, как писал
Аввакум, "помешка какова не учинилась", и был поэтому с ними "яко лис", совсем
"обольстив душу" Вонифатьева. Но для Никона еще более важно было получить
полную и неограниченную власть в церкви, и он хотел вырвать от царя и собора
4 Письмо царя Алексея Михайловича митр. Никону см.: Лполлос, архим.. Указ. соч. С. 16 прилож.
5 Аввакум. Сочинения... С. 14.
6 Там же.
7 Соловьев СМ. Т. IX (1894). С. 1527-1531; Родес И. Указ. соч. С. 19-22; Шушерин И. Указ. соч.
С. 17.
8 Бороздин А. К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в
XVII веке. СПб., 1898. С. 62; Аввакум. Сочинения... С. 459; Козловский И.П. Указ. соч. С. 16. Письма
царя Алексея Михайловича к Никону см.: Письма русских государей... С. 151 — 153.
156