Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/153]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ
усыпальнице глав русской церкви в Успенском соборе, а в провинции или даже
в Польше. Выло намечено перевезти из Соловков тело митрополита Филиппа,
убитого по приказу царя Ивана IV, патриарха Иова (умершего во время Смуты),
который был лишен русского престола по приказу Лжедмитрия, и тело патриарха
Гермогена, замученного поляками во время польской оккупации Москвы в 1612
году179. Мысль перенести тела усопших глав русской церкви принадлежала
Никону, считавшему, что этим мученикам за веру должны быть возданы должные
почести180. Боголюбцы и патриарх поддержали инициативу Никона: особенно
важным казалось перенесение тела Филиппа, митрополита Московского, ставшего
так же, как и Иоанн Златоуст, жертвой своего государя. Никон поведал царю, что
император Феодосии Младший прославился в православной церкви
перенесением тела св. Иоанна Златоуста из Команы в Константинополь и этим заслужил от
церкви прощение своей матери, ответственной за смерть праведника.
Уже 20 марта последовало торжество перенесения тела патриарха Гермогена
из Чудова монастыря в Успенский собор, где оно было положено в
усыпальницу патриархов. Огромные толпы народа сопровождали процессию,
возглавляемую патриархом Иосифом и почти что всеми русскими епископами, царем и
придворными. Радостное торжественное настроение охватило всех. В тот же
вечер на заседании епископского собора, который должен был выработать
программу торжеств по перенесению мощей св. Филиппа, царь рассказал, что
митрополит-мученик явился ему в сновидении и поведал: "...Я лежу долго вдалеке от
гробницы собратьев-митрополитов; пошли за мною и перенеси меня в их среду"181.
Никону было поручено отправиться в Соловки за останками митрополита для воз-
дания особых почестей жертве царя Ивана IV; в его (Никона) распоряжение
была представлена большая свита придворных во главе с кн. Никитой Ив.
Хованским. За телом патриарха Иова был послан митрополит Ростовский Варлаам с
боярином Салтыковым, также с большой свитой. В тот же день обе миссии
спешно выехали из Москвы.
Меньше чем через месяц население Москвы, патриарх и царь встречали
тело патриарха Иова, привезенное "чрезвычайным посольством" из Старицы.
Среди встречавших особенно счастлив был старик-патриарх Иосиф, сказавший
царю: "Вот-де смотри, государь, каково хорошо за правду стоять: и после
смерти слава". Толпа была настолько велика и так охвачена религиозным подъемом,
что гроб патриарха лишь с трудом продвигался к собору. Воздавая посмертную
честь жертвам Смуты, русские люди благодарили Бога за вызволение Руси от
иноземцев-завоевателей и просили прощения и у Бога и у умершего патриарха за
те грехи, за которые Господь их наказал годами господства неверных. Во время
торжества казалось, что вина русского народа за Смуту искупалась молитвами всей
страны182.
Перенесение тела патриарха Иова закончило символически не только
эпоху, связанную эмоционально с переживаниями Смутного времени, но и само
179 Патриарх Гермоген был замучен поляками 17 февраля 1612 года в Чудовом монастыре в
Москве.
180 Лполлос, архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского и всея России.
М., 1859. С. 25.
181 Там же. С. 26; Федотов Т.П. Святой Филипп митрополит Московский. Париж, 1928. С. 195;
Palmer W. The Patriarch and the Tsar. London, 1871 — 1876.
182 Статейный список 7160 года см.: Аполлос, архим. Указ. соч. Прил. 3—4; ААЭ. Т. IV. С. 77—87.
152