Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/144]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
15. Вопрос культурной ориентации
ориентации. Кандидат этих православных сторонников компромисса, Петр
Могила, был избран митрополитом, несмотря на то что на митрополичьем
престоле все еще сидел митрополит Иов Борецкий. Похитив при совершенно
недостойных духовного лица обстоятельствах верного старой православной традиции
правительствующего митрополита Иова Борецкого, Могила, этот сторонник
сотрудничества с католиками-поляками, захватывает в свои руки управление
западнорусской церковью.
Разрыв Петра Могилы со старой традицией бескомпромиссной верности
православному Востоку и отстаивания русской культуры и церкви в Польше от
католического влияния начали новую эру в жизни Западной Руси. Этот новатор
в вопросах школы, культуры и даже церковной ориентации, собственно, был
молдаванином, а вовсе не русским; попал он на киевский митрополичий престол
только благодаря большой ловкости, поддержке поляков и умению приобрести
союзников среди тех элементом населения русского края, которое за
материальные выгоды готово было забыть, что они "российского племени единоутробные"
сыны. Несмотря на православное воспитание в детстве, Могила провел свою
юность и молодость в ополяченной русской или чисто польской среде, долго жил
у гетмана Жолкевского, воспитывался в католических школах и вырос скорее
поляком православного вероисповедания, но католической культуры, чем
православным русским.
Каким был сам Петр Могила, такой же была и его церковная политика. В
противоположность линии своих предшественников и настроению большинства
населения Украины Могила теперь уже делает ставку не на единоверную Москву, а
на единокультурную ему Польшу. Сношения с Москвой почти прекращаются.
Наоборот, связи с польским правительством все более и более крепнут.
Особенно сказалась пропольская политика Петра Могилы в школьном деле. Правда, он
реформирует православные школы и делает их не хуже школ лучших западных
образцов и во всяком случае не хуже лучших польских коллегий и академий. Но
необходимо отметить, что эти школы потеряли свой исконно православный,
восточный дух. Главным языком преподавания здесь делается латинский, вторым
языком—польский. Церковнославянский, греческий и свой родной русский,
южнорусский, украинский — язык студенты школ, в частности лучшей из них —
Киевской академии, почти что совсем не изучали. Богословие преподавалось по
католическим богословам, все другие науки — по латинским учебникам
католических школ. Вся учебная система Киевской академии была довольно точной и
хорошо проведенной копией системы иезуитских школ Польши150, которая, в свою
очередь, была заново переделанной и приспособленной к новым условиям
системой средневековых хороших школ перед началом гуманизма. Студенты,
воспитанники академии, говорили и переписывались между собой пр-латыни или же
по-польски и почти не пользовались родным русским языком. Бывали нередко
случаи, что посланные за границу для усовершенствования своих знаний в
богословии студенты временно переходили в католицизм — на время учения в
заграничных католических университетах. По окончании же образования возвращаясь
домой, они становились православными и нередко—православными епископами.
По образному выражению о. Г. Флоровского, новое направление,
руководимое Могилой на Украине, было "своеобразным униатством, скрытым романиз-
150 Голубев С. Киево-Могилянская академия //ТКДА. 1890. Т. I. С. 539.
143